Скорая: уступите дорогу!
Красно-синий проблесковый маячок и отчаянный вой сирены. На дороге — автомобиль скорой помощи. Дайте дорогу — те, кто за рулем и вечно спешащие пешеходы, помогите врачам сэкономить пять — десять драгоценных минут, которые, возможно, спасут чью-то жизнь! К сожалению, часто подобный призыв остается неуслышанным.
...13:00. На станции скорой медицинской помощи на улице семьи Шамшиных — ни одной машины в гараже, все на вызовах.
Главный врач Ирина Большакова рассказывает, что бригады скорой круглый год работают в самых настоящих экстремальных условиях. Летом температура в кабине машин поднималась до 40 — 45 градусов. Зима с первых дней тоже показала суровый характер. Дорожная ситуация для машин с цифрами «03» на борту в эти дни крайне неблагоприятна. Причем дело не столько в снежных заносах (с этим препятствием снегоуборочные службы мало-помалу справляются), сколько в грубости и низкой дисциплине участников движения.
154 бригады ежесуточно выезжают на более чем две тысячи вызовов. И, к сожалению, не всегда успевают примчаться в назначенные для этого 20 минут.
— Ездить трудно, — сетует Николай, водитель машины скорой помощи. — «Газели» — тяжелые и неповоротливые машины, в условиях снегопадов на них не развернешься. Мы часто попадаем в настоящие капканы — плотные пробки, даже попросить водителей уступить дорогу бесполезно, им некуда отъехать. В экстренных случаях приходится двигаться, включая проблесковые маячки и звуковые сигналы, прямо по «встречке», рискуя жизнью персонала и больных. Особенно это актуально на Бердском шоссе — единственной трассе, по которой можно доставить тяжелобольных в Институт патологии кровообращения. Эти пациенты часто нуждаются в срочной операции, как было недавно с 13-летней девочкой, которой предстояла трансплантация сердца. Счет шел действительно на минуты, счастье, что помог сотрудник ГИБДД.
В частном секторе домовладельцы нерегулярно чистят закрепленные за ними участки улиц, а снег имеют обыкновение выбрасывать на проезжую часть. Некоторые автомобилисты, по словам водителя, умудряются «подрезать» машины с красным крестом, скандалят, если неотложка перекрывает им путь у подъезда хотя бы на несколько минут.
Шлагбаумы, которые якобы обеспечивают цивилизованную парковку для жителей многоквартирных домов, на самом деле означают одно: чужим здесь не место, и ограничивают доступ во дворы. Обескураживает бригады врачей и ставшая почти нормой привычка парковаться прямо у дверей домов. Как пройти с носилками?
Медики стараются оптимизировать свою работу. Так как вызовов очень много, объясняет Ирина Большакова, приходится сортировать их по степени срочности. На первом месте экстренные — дорожно-транспортные происшествия, тяжелые осложнения соматических заболеваний, несчастные случаи. Затем врачи спешат к неотложным больным, жизни которых нет прямой угрозы (к примеру, высокая температура, без каких-либо осложнений). В конец очереди ставят пациентов, выписанных из стационаров, у которых нет возможности добраться до дома другим способом, кроме как на скорой.
ФАКТ
В ближайшие три года кареты скорой помощи станут приезжать к больным в среднем на три минуты быстрее. Для этого на обновление автомобилей и их оборудование будет затрачено более 780 млн рублей.