Кому в новостройках жить хорошо?
Выпускники детских домов, которым предоставляют новые квартиры, с трудом находят общий язык со своими соседями
Жилье новосибирским сиротам, выпускникам детских домов, которые не имеют своего угла, вот уже несколько лет дают в новых, недавно построенных домах. Молодежь селят компактно в новостройках на улицах Забалуева, Связистов, Одоевского и в микрорайоне Весенний. Однако даже в таких неплохих для «старта» условиях самостоятельная жизнь этих ребят часто начинается неблагополучно. Жители перспективных микрорайонов встречают новых соседей, не всегда готовых к жизни в обществе, весьма настороженно, если не сказать агрессивно, поэтому места их локального проживания быстро превращаются в очаги социальных проблем. Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию?
Новый вид дедовщины
Один из проблемных адресов — улица Забалуева, 55. Здесь за выпускниками детских домов закреплено сразу несколько десятков квартир. Конечно, как и во всех новых домах, где живет много молодежи и бесконечно сверху — снизу — по бокам работает дрель (новоселы благоустраиваются), здесь бывает шумно. Имеют место и факты правонарушений, а где их сейчас нет? Но жители многоэтажки, кажется, во всех причинах своего непокоя винят именно детей-сирот.
— По одному-то эти ребята вполне вменяемые, — размышляет жительница квартала Галина Трофимова, — но как собираются вместе, начинают дурачиться. Шумят, мусор бросают, плюются. Делаем замечания, пытаемся воспитывать, но не всегда это удается. Было бы их здесь не так много, нам, наверное, было бы проще договориться о правилах поведения.
Словом, большой терпимостью к сиротам взрослые женщины, наверняка имеющие таких же взрослых и не всегда покладистых детей, не отличаются. Одними замечаниями они точно не ограничиваются и чуть что сразу набирают 02. По частоте вызовов этот дом, пояснили нам в областной полиции, даже внесен в реестр особого внимания. По словам Ирины Радченко, заместителя начальника управления МВД России по городу Новосибирску, адреса «нехороших» квартир они давно знают наизусть и даже стараются приблизить маршруты патрулирования, чтобы быстро подъехать, если поступит сигнал. При этом, отметила Радченко, нельзя утверждать, что абсолютно все выпускники детских домов ведут антиобщественный образ жизни. Конечно, это не так.
Удобней жаловаться
Жалобы есть и по другим адресам мегаполиса: не один лишь Ленинский район Новосибирска в этой теме крайний. «Живу рядом с домом по улице Одоевского, 1/1, — пишет на городском сайте девушка Ольга, жительница Первомайского района. — Здесь, слышала, дали жилье детдомовцам. Все лето вечерами было страшно пройти мимо: лавки заняты молодыми людьми, которые употребляли спиртное и при этом очень громко смеялись».
У сирот не написано на лице, что они воспитаны в государственном учреждении. К тому же вряд ли возможно социальный статус безошибочно определить в сумерках, но подобных огульных комментариев в Сети, к сожалению, сотни. Неужели только выпускники детских домов пьют пиво на лавочках во дворах? Вряд ли все обстоит именно так. Что это — новый вид дедовщины? Не отпускает досадная догадка: на тех, кого некому защитить, кого оставили даже собственные родители, просто удобней жаловаться, чем на всех остальных...
Недружелюбный прием соседей по дому и заблаговременное ожидание от «проблемного контингента» подвоха — лишь одна сторона затронутой нами проблемы. Конечно, имеет место и неподготовленность ребят из детских домов ко взрослой жизни. Мало кто из них понимает, что с заселением в собственное, даже маленькое жилье пора, когда за них все решало государство, уходит в прошлое и надо учиться самостоятельности. Так, специалисты благотворительного фонда «Дети России — будущее мира», занимающегося социальной адаптацией выпускников детских домов, провели мониторинг и выяснили, что 70 процентов девушек и молодых людей из числа сирот, недавно получивших комнаты в новосибирских новостройках, не имеют постоянной работы и фактически ничем не заняты.
Выход есть
Справедливости ради, защищаясь от нападок знатоков систем воспитания («Почему детей не готовят к жизни?»), стоит отметить, что городские власти о проблеме знают и пытаются ее решить. Во всех детских домах Новосибирска работают программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Будущие выпускники посещают «Школу развития и успеха», познают «Мир профессий» и участвуют в других интересных проектах. После выхода из стен казенного родного дома каждый молодой человек или девушка могут обратиться с просьбой, чтобы к ним «приставили» куратора, уважаемого взрослого, который помог бы в решении проблем социальной адаптации. Делается многое, но если изначально общество будет настроено к выпускникам детских домов негативно, вряд ли ребятам в их самостоятельной жизни пригодятся приобретенные положительные навыки. Агрессия может породить только ответные неприязнь и враждебность. Так, может, попробуем быть добрее?
КОММЕНТАРИЙ
Сергей ПЫХТИН, министр социального развития Новосибирской области:
— Система постинтернатного сопровождения выпускников детских домов в самостоятельной жизни в нашей области еще только формируется. На этом пути приходится исправлять некоторые ошибки, например не совсем удачное «блочное» расселение бывших воспитанников. Дети, достигшие совершеннолетия, должны жить не группами в собственном замкнутом мирке, а отдельно друг от друга, в окружении обычных людей, которые могли бы помочь советом и поделиться опытом. В будущем, чтобы избежать подобных проблем, необходимо серьезно реформировать детские дома и перейти к созданию небольших воспитательных учреждений, надо организовать как можно больше замещающих и приемных семей. Каждый ребенок должен воспитываться в семье.
СПРАВКА
С начала года в Новосибирской области приобретены жилые помещения для 348 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В общей сложности в этом году для обеспечения в регионе жильем детей-сирот из областного и федерального бюджета выделено 626,5 миллиона рублей. В прошлом году на эти цели направили чуть более 537 миллионов рублей.
ЦИФРА
На территории Новосибирской области действуют 15 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.