Стой, сдавайся, руки вверх!
Жителям мегаполиса показали полицейскую и милицейскую форму начала прошлого века
Как выглядели сотрудники правопорядка в 20 — 30-е годы прошлого века? Какие они носили фуражки, ремни и сапоги? Зачем дворнику бляха, а каторжанину — бубен на робе?
Об этом и многих других интересных деталях из сибирской истории органов внутренних дел времен Гражданской войны и строительства советского государства новосибирцам и гостям города расскажет выставка «Новониколаевск в милицейской форме». На днях она торжественно открылась в Музее города Новосибирска.
Авторы по крупицам собирали уникальную коллекцию почти десять лет. Все 12 комплектов обмундирования сшиты по образцам сохранившейся милицейской и полицейской формы, которую отыскали в старых сундуках, а также по фотографиям и архивным документам. Без пристрастия к какой-либо идеологии через красочность и своеобразие «костюма» создатели выставки постарались объективно раскрыть и показать работу и роль правоохранительных органов в то время.
С метлою на посту
Очень интересно выглядела в 20-е годы ХХ века форменная одежда омоновцев. Подразделение было организовано при Колчаке, его сотрудники боролись с бандитизмом. Каждый боец имел кожаный шлем (этот уникальный экспонат тоже представлен на выставке) и фуражку. Шлемы, пояснили нам знатоки сибирской военной истории, были красивы, но крайне неудобны, постоянно падали с головы, поэтому бойцы старались побыстрее от них избавиться...
— Кроме шлема омоновца, есть в коллекции и другие уникальные находки, — рассказал Алексей Пронин, ученый секретарь Музея города Новосибирска, кандидат исторических наук. — К примеру, нагрудный знак сельского исполнителя. Люди, обладавшие столь авторитетным званием, в 20-е годы прошлого века следили за правопорядком в сельской местности.
Был подобный знак и у дореволюционных дворников. Внушительная бляха с номером «участка» располагалась на фуражке и была видна издалека. Хорошие дворники в те годы по сути тоже были низшими чинами полиции. Они не только стоически выметали грязь и пыль с новониколаевских дворов, но и всегда знали, где что приключилось и стряслось, рассказал нам Алексей Авдеев, соавтор выставки.
Гостинцы для бедолаги
Экспозиция открывшейся выставки предлагает нам, зрителям, познакомиться и с нехитрым тюремным этикетом тех лет. К примеру, здесь есть трогательная сценка прибытия в Новониколаевск этапа заключенных. Старушка принесла одному из бедолаг гостинцы. Он не сын и не брат — незнакомый человек. Такие жесты доброй воли, рассказал Алексей Авдеев, были очень распространены, так как считалось, что, помогая страждущему, ты очищаешь душу от греха. Люди приносили каторжанам деньги, табак, продукты, но самым желанным подарком был белый хлеб. Во времена, когда на столах простых крестьян и рабочих лежал в основном черный и ржаной хлеб, белый считался роскошью, почти тортом.
Другой заключенный в этой миниатюре направляется к распахнутым городским воротам. На спине его простой серой куртки изображена красная метка в виде ромба — «бубен», по аналогии с карточной мастью. Такие метки, поясняет мне автор миниатюры, нашивали для того, чтобы конвоирам-казакам было легче целиться в тех, кто захочет бежать. С тех пор и существует выражение «получить в бубен» (в современном значении — получить по физиономии).
— Очень тяжелыми были 20-е годы, — рассказывает Константин Шумкин, основатель Новониколаевского военно-исторического клуба. — Сотрудникам милиции платили копейки, но они все равно старались честно выполнять свои обязанности. Жить было тяжело, в стране был голод и не хватало элементарного.
В подтверждение слов Шумкина о нехватке всего и вся — парнишка-манекен, одетый в форму милиции Временного правительства. На голове у него фуражечка, на плечах — характерные двуцветные погоны, на груди — «Георгий», а на ногах — лапти. Больше обуть в то время (шел 19-й год) было просто нечего.
Сам Константин, стоит отметить, выглядел в день открытия выставки не менее впечатляюще, чем парнишка с «Георгием». Он был одет в форму сотрудника рабоче-крестьянской милиции 40-го года. В кобуре — «условный» наган, а на груди красуется цепочка.
— Какой же милиционер без свистка? — комментирует Шумкин. — В те времена свисток у милиционера порою был единственным оружием. Но и народ был иначе воспитан: достаточно было окрика, свистка, чтобы пресечь какое-то противозаконное действие.
Теперь порядки изменились, но тем ценнее знакомство с историей сибирской милиции, в которой так много интересных подробностей и деталей.
ФАКТ
Выставка «Новониколаевск в милицейской форме» будет работать в Музее города Новосибирска (улица Советская, 24) до 1 февраля 2013 года.