«Тайны банка Ходорковского» и другие истории
Новая книга давнего автора «Советской Сибири» Евгения Прокопова «У реки» состоит из полудюжины рассказов, написанных в традиционном реалистическом ключе, и двух повестей, имеющих не вполне привычное построение.
Рассказы разнообразны по тематике, интересны неожиданными сюжетными ходами, написаны ясным литературным языком. По размеру они больше прежних «газетных» рассказов Е. Прокопова, отличаются особой обстоятельностью или значительным охватом времени и приближаются к канонам классической новеллистики.
Повесть «Тайны банка Ходорковского. Свидетельские показания», казалось бы, интригует читателя возможностью прикоснуться к неким тайнам нашего времени. На самом деле, кроме двух глав (повесть состоит из главок-рассказов, почти автономных, но связанных общим замыслом-идеей), произведение рассказывает не о нюансах жизни современных нуворишей, а о месте современного маленького человека в неуютном мире перемен. Конечно, герой — это не безответный гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин, но он рождает сочувствие, понятна его растерянность перед враждебным, непонятным миром. Автор как бы в помощь себе берет интернет-источники, которые обостряют драматическую суть коллизий.
Моральный, нравственный релятивизм, воцарившийся в обществе, выжигающие душу скепсис и расчетливый цинизм могут быть уравновешены только традиционными ценностями и вечными истинами. Попытка автора разобраться в сегодняшнем человеке и современном обществе приводит к выводу о невозможности найти абсолютную истину. Ясных решений нет. Патента на обладание истиной в последней инстанции, похоже, нет ни у кого. Но есть правда маленького человека! Есть правда «малых сих», которые выносят свой вердикт, свой приговор погрязшим в неправедности.
Повесть «Вольному — воля» напоминает о некогда актуальной и злободневной проблеме — сложном общественном явлении 70 — 80-х годов прошлого века, так называемом шабашничестве, сезонничестве. С позиций дня сегодняшнего это форма стихийного прорастания элементов рыночного мира сквозь косную и жесткую поверхность тотальной регламентированности. Словно беззаконная живая поросль травы из-под мертвенной правильности асфальта. Центральная часть повести «Шабашка — дело верное» содержит отголоски давней повести Е. Прокопова «Шабаш», замеченной еще в 1978 году на областном семинаре молодых писателей и рекомендованной известным прозаиком Ильёй Лавровым к публикации в журнале «Сибирские огни».
Переставлены акценты, чуть сглажены углы, казавшиеся когда-то острыми. Накал давнишних страстей сегодня не пугает. Драматизм ситуаций снизился. Автор правильно осмыслил «смену вех» и на место былой трагедийности ставит не менее трагичные обыденность и мелкотравчатость.
Жизнь больше, чем одна любовь. И не одна во поле дорожка — с годами каждый понимает это. Жизнь мудрее и милосерднее, чем избитые литературные клише. Шоры предвзятости спадают. Никого не хочется судить. Всех жалко. Жизнь продолжается.
Автору книги «У реки» не занимать социальной зоркости. При большем внимании к художественной убедительности и полнокровности образов читатель вправе ждать от Евгения Прокопова новых значительных литературных открытий.