USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Кирилл КОЛОНЧИН: «Нужно менять подходы»

Инна ВОЛОШИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА

Социальная политика была и остается одним из приоритетных направлений развития нашей страны. Что еще необходимо сегодня сделать, чтобы жизнь всех категорий граждан стала комфортной? Как идет модернизация систем здравоохранения и образования? Насколько эффективно используются государственные средства? Ответы на эти и многие другие актуальные вопросы мы искали вместе с гостем нашей редакции, заместителем губернатора Новосибирской области Кириллом КОЛОНЧИНЫМ.

Жалоб немного, но они есть
— Кирилл Викторович, каковы особенности социальной политики в Новосибирской области?

— Я бы не сказал, что есть какие-то особенности. В России есть социальная политика, единая для всей страны, которую проводят Президент и Правительство. Наше государство определило свою основную функцию как социальную — этим, на мой взгляд, все сказано. В мае нынешнего года Президент Владимир Путин озвучил долгосрочную перспективу развития России на годы вперед, и мы должны руководствоваться этими тезисами. Главное — это повышение качества жизни жителей страны и индивидуальный подход к каждому гражданину. Каждый россиянин должен чувствовать себя социально защищенным.

Кстати, приступая к выполнению своих обязанностей, я первым делом ознакомился со статистикой жалоб. Так вот, чаще всего наши граждане недовольны жилищно-коммунальным хозяйством, а отнюдь не социальными вопросами. Однако это не значит, что их не надо решать. Особенно остро стоят в области проблемы материнства и детства, рождаемости и смертности. Да что говорить: у нас до сих пор нет областной детской больницы, несмотря на то что Новосибирская область — достаточно крупный, динамично развивающийся и обеспеченный регион.

— В последнее время в сфере здравоохранения произошли существенные изменения, например заработала электронная регистратура. Однако к узкому специалисту по-прежнему попасть нелегко. Как решить эту проблему?

— Действительно, у нас есть медицинский вуз, зарплата у врачей выше средней по области, а узких специалистов не хватает. Полагаю, что, кроме прочего, многое зависит и от главного врача лечебного учреждения, от его грамотного руководства. Почему в одних больницах всегда очереди, пациенты в коридорах лежат и медикаментов не хватает, а в других стационарах таких проблем нет? Как вы думаете?

— Надо ждать отставок?

— Я этого не исключаю. Иногда ротация кадров бывает исключительно полезна.

Повысить не всем, а лучшим
— Выросла заработная плата у врачей. Будет ли она повышаться у учителей?

— Конечно, ведь этот процесс сейчас становится плановым. Однако важен следующий момент: когда мы говорим о росте заработной платы, это не значит, что ее будут просто повышать всем, не учитывая качественные показатели. Цель реформы системы образования — максимально учесть индивидуальный вклад каждого педагога в образовательный процесс. Конечно, неплохо было бы сделать всем учителям зарплату по 40 тысяч рублей, но бюджет вряд ли это потянет. В этом и смысл: создать конкуренцию в профессиональной среде, причем как внутреннюю (в коллективе), так и внешнюю (среди разных школ). Кроме того, должен быть общественный контроль, в первую очередь со стороны родителей. И, конечно, образовательные учреждения должны учиться эффективно распределять поступившие им деньги. Средств, которые сегодня выделяют на образование, однозначно будет достаточно при рациональном использовании. Приведу такой пример: допустим, в школу приходит молодой педагог, который горит желанием работать, но его не загружают, и в результате у него низкая зарплата. Из-за чего? В том числе из-за плохого планирования и администрирования.

«Болеть — это невыгодно»
— Как вы думаете, уйдет ли когда-нибудь накал в социалке?

— Трудно сказать. Русский человек устроен так, что постоянно чем-нибудь недоволен. Но, с другой стороны, он очень не любит, когда его страну ругают другие. Так что полной удовлетворенности в обществе не будет, наверное, никогда. Многие социальные проблемы с успехом можно решить уже сегодня. Но при этом нужно в корне менять сами подходы к их решению, иначе ничего не получится.

— Что вы имеете в виду?
— К примеру, мы можем купить томограф в поликлинику, но не способны заставить медсестру в регистратуре улыбаться. Понимаете, о чем я? Или, например, мы чуть ли не гордимся тем, что больной после операции проводит в стационаре не менее трех недель, тогда как на Западе его выписывают домой через один-два дня. А между тем содержание пациента в больнице обходится дороже, чем пребывание в пятизвездочном отеле.
Гораздо сложнее поменять менталитет наших людей, установки в их сознании. Я имею в виду отношение к собственному здоровью. Мне кажется, подавляющее большинство наших граждан не понимают, что здоровье — это их основной капитал, и не заботятся о нем, имеют вредные привычки, питаются неправильно, пренебрегают физкультурой и спортом, а потом, естественно, начинают болеть. Кто в этом виноват? Думаю, разумный человек должен понимать, что болеть — не просто неприятно, это невыгодно. Ведь каждый осознает, что если, к примеру, техническое обслуживание автомобиля делать вовремя, то машина будет служить значительно дольше.

Верю и надеюсь, что такой подход к собственному здоровью со временем все же победит. В последнее время идет широкая пропаганда спорта, здорового образа жизни, спортивные сооружения строят, проводят соревнования, причем мирового уровня. Это значит, что со временем вырастет новое поколение, для которого бережное отношение к собственному здоровью будет стоять во главе угла.

— Как быть людям с ограниченными возможностями?

— Равные возможности должны быть у всех. Например, в цивилизованном мире появление человека на коляске, скажем, в кино или в магазине в порядке вещей. А у нас? Большинство не готово воспринимать людей, которые чем-то отличаются от них. Поэтому и должен быть индивидуальный подход к каждому, чтобы каждый член общества мог в полной мере проявить себя.

Разумный баланс
— В последние годы перемены коснулись многих сторон нашей жизни, в том числе и области профессионального образования. Как вы оцениваете модернизацию этой отрасли?

— Считаю, что на данном этапе все идет нормально, накопившиеся проблемы начали решать несколько лет назад. Напомню, если раньше учебные заведения профессионального образования финансировались из федерального бюджета, то теперь перешли в областное подчинение. Были созданы соответствующие структуры. Думаю, что очень правильно принята стратегия развития, как говорится, «от рынка». То есть сначала выяснили, какие именно рабочие профессии сегодня наиболее востребованы промышленными предприятиями области, а потом начали подготовку именно таких специалистов. Положительные результаты уже есть. Но и проблем хватает: многие училища имеют слабую материально-техническую базу, устаревшее оборудование и учат ребят по старинке. Кому нужен такой специалист? Но, с другой стороны, есть и такие учебные заведения, где конкурс составляет пять человек на место. Подобные примеры говорят о том, что реорганизация системы начального и среднего профессионального образования идет по верному пути.

Сегодня рабочий рабочему рознь. К примеру, высококлассные каменщик, крановщик или сварщик востребованы всегда, и зарплаты у них гораздо выше среднего. Все больше ребят стремятся приобрести рабочую профессию. Это радует.

— Часто приходится слышать, что на селе вопрос с кадрами стоит необычайно остро. Как вы полагаете, что можно сделать в этом направлении?

— Новое — это хорошо забытое старое. Раньше на предприятиях формировали заказ для вузов: необходимо столько-то таких-то специалистов, и высшие учебные заведения осуществляли их подготовку. Это называется планирование. Полагаю, пора вернуть эту практику и готовить специалистов всех уровней именно по такому принципу. Тогда и проблем с трудоустройством не будет. Если кто-то хочет стать экономистом или юристом, пусть учится за свой счет. Должен быть разумный баланс между реальной потребностью в специалистах и их количеством. Но, полагаю, жизнь все расставит по своим местам.

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ
— Какое событие последнего времени произвело на вас самое сильное впечатление?

— События в Крымске. Неприятно удивила, я бы даже сказал, поразила человеческая жестокость: в то время как одни люди не знали как спастись и оплакивали погибших, другие, вместо того чтобы помочь, снимали эту трагедию на мобильные телефоны и выкладывали в Сеть. Невольно сравниваю Крымск и события в Японии — аварию на атомной электростанции Фукусима. Ведь у японцев не было ни единого случая мародерства. А у нас?

— Какие качества вы больше всего цените в людях?

— Любовь к близким. Мне кажется, это самое главное.

— Ваше хобби?

— А что такое хобби? Марки собирать? Если вы об этом, то у меня его нет. Мое хобби — это моя работа. Я получаю удовлетворение от того, как я делаю свое дело, и думаю, что только так должно быть.

ЦИФРА
В этом году было выделено 626,5 млн. рублей из областного и федерального бюджетов для обеспечения жильем детей-сирот