Неразменное золото лицедейства
Фестиваль «Новосибирские сезоны» — парад лучших столичных спектаклей — продолжается
На сцене «Глобуса» продолжается театральный фестиваль «Новосибирские сезоны», посвященный юбилею области. В его афишу вошли лучшие столичные спектакли последнего времени, в том числе участники и лауреаты Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска».
По рецепту Станиславского
Так, в сентябре наша публика смогла посмотреть «Метод Грёнхольма» Государственного театра наций — новаторскую для России по тематике смесь интеллектуального триллера и психологического детектива из жизни топ-менеджеров, вернее, перипетий их борьбы за место под солнцем. В октябре в нашем городе побывал классический «Пигмалион» Бернарда Шоу в исполнении актерской команды, объединенной театральным агентством «Арт-Партнёр XXI», что представляло для знатоков особый интерес: организатор фестиваля, директор «Глобуса» Татьяна Людмилина, наряду с прославленными театрами включила в афишу фестиваля в сущности спектакль антрепризный. Хотя и самого высокого уровня:
постановщик — известный режиссер Роман Самгин, роли исполняют звезды театра и кино первой величины — Олеся Железняк (Элиза Дулиттл), Александр Галибин (профессор Хиггинс), Лариса Голубкина (миссис Хиггинс), Роман Мадянов (отец Элизы), Андрей Межулис (Пикеринг) и другие. И это был верный ход: аудитория — завзятые театралы и те, кто бывает в театре нечасто, — восприняла «Пигмалион» на ура — открыто, с искренним эмоциональным подъемом в благодарность за такое же искреннее и эмоциональное чистой воды лицедейство. Спектакль, на котором не смолкали смех и аплодисменты, стал достаточно убедительным доказательством высказанного на встрече с журналистами тезиса генерального директора агентства Леонида Робермана:
— Станиславский, собрав из русских антреприз лучших актеров, создал лучший театр. Мы, взяв с него пример, сделали наоборот: собираем из лучших театров лучших актеров и пытаемся создать лучшую антрепризу.
История одной карьеры
Кстати, история перевоспитания и превращения профессором фонетики в светскую даму уличной торговки цветами прозвучала в версии «Арт-Партнёр XXI» почти также актуально, как и предыдущий фестивальный спектакль. Причем, на мой взгляд, в большей мере за счет конкретных актерских индивидуальностей, нежели режиссерского замысла.
В чем эта актуальность? В том, что в отличие, к примеру, от давнего телеспектакля Малого театра или оскароносного мюзикла «Моя прекрасная леди» с Одри Хепберн, нам показали не столько мелодраматичную историю о судьбе бедной девушки, которую Хиггинс выучил правильной речи и благородным манерам, приручил душевно, а потом, не заботясь о ее чувствах и будущем, хотел выставить за порог, сколько своеобразную story карьерного роста. По крайней мере, так читаются в спектакле взаимоотношения напористой и себе на уме героини замечательной характерной актрисы Олеси Железняк и довольно инфантильного (хотя известного ученого и сноба) сына своей властной матушки Генри Хиггинса в исполнении Александра Галибина. Она, услышав, что ее могут «облагородить», приносит в дом профессора честно заработанные медяки и требует дать уроки, так как желает стать продавцом в настоящем цветочном магазине. То есть целенаправленно пытается сделать «вложения» в свое образование, а потом не хочет уходить, не получив достойного места, тем более что «шеф» Хиггинс ей небезразличен и, похоже, ею увлечен. Может, не так прямолинейно и жестко, как это звучит в пересказе, но явно менее утонченно чувствительно, нежели в тех же сюжетных рамках названных классических постановок.
Точка отсчета — «Глобус»
Без сомнения, интерес к спектаклю москвичей подогревало участие в нем народного артиста России Александра Галибина — с 2000 по 2003 год главного режиссера «Глобуса», спектакли которого до сих пор в репертуаре и пользуются успехом у зрителей. К тому же Галибин не только известный режиссер, но кинозвезда: начав свою карьеру с «Трактира на Пятницкой» (Пашка-Америка), он сыграл в более чем 50 фильмах, в том числе роль Мастера в «Мастере и Маргарите» Владимира Бортко.
На мой вопрос, испытывал ли он какие-то особые чувства, выйдя в роли Генри Хиггинса на сцену «Глобуса», Александр Владимирович ответил:
— Только вошел в здание театра, и сердце у меня забилось, как у воробья, — я ощутил такой трепет! Потому что здесь было одно из счастливейших времен в моей биографии, в биографии Ирочки (жена, актриса Ирина Савицкова. — Т. Ш.). Здесь у нас родилась Ксюша. Здесь осталось столько хороших людей, со многими из которых я, к сожалению, в эти дни не успею пообщаться! Словом, я очень рад, что мне представилась возможность приехать в город в качестве актера и сыграть на этой практически легендарной сцене. Я думаю и раньше так думал: «Глобус» — это один из лучших театров России. Не детских театров, а театров вообще — в понимании театра как дома, как русского репертуарного театра… Театр, который не разрушается, хотя вокруг столько разговоров о кризисе российского театрального дела, а год от года лишь набирает силу.
АНОНС
На сцене «Глобуса» 1 и 2 ноября в рамках фестиваля «Новосибирские сезоны» будет показан спектакль Российского государственного театра «Сатирикон» им. Аркадия Райкина «Чайка» по А. Чехову в постановке Юрия Бутусова, получившего в 2012 году за нее премию «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа режиссера».