Туманный Лондон, снежная Сибирь
В репертуаре НГАТОиБ появилось несколько балетных спектаклей с новым постоянным приглашенным солистом — звездой мировой сцены Сергеем Полуниным
В 13 лет он выиграл стипендию в Лондонский королевский балет Covent Garden, а в девятнадцать стал самым молодым премьером в его истории. В начале этого года Сергей неожиданно покинул лондонскую труппу и принял приглашение Игоря Зеленского, став премьером Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Перед первым спектаклем в Новосибирске журналистов пригласили на репетицию, после которой Сергей рассказал, почему променял туманный Альбион на бескрайние просторы России.
Энергетика свободы
— Сергей, вы впервые в Новосибирске? Каково впечатление от нашего города?
— Нет, я уже приезжал знакомиться с театром во время постановки балета «Корсар». Но про Новосибирск я услышал еще в Лондоне. Все изумлялись: город так далеко, а все говорят, какой там хороший балет. Вообще, когда я жил на Западе, мне казалось, что Сибирь — это очень далеко и сплошной снег. Но сначала эти разговоры, а потом приглашение Игоря Зеленского резко изменили мое представление. Когда впервые приехал, то был просто изумлен. В первую очередь — громадиной здания театра. Мне сразу захотелось потанцевать здесь, почувствовать его энергетику.
— И все-таки почему вы уехали из Лондона?
— Конечно, решение возникло не в один миг. Знаете, у меня была мечта — стать премьером. Она появилась сразу, как я начал заниматься балетом. В девятнадцать я ее добился и был разочарован. Может, я ожидал чего-то другого, сравнивал балет с Голливудом или футболом. В общем, в моей жизни ничего качественно не изменилось, я даже ходил к руководству просить чего-то нового, например поучаствовать в каком-нибудь необычном проекте. Потому что наступил момент, когда спектакли перестали приносить то удовольствие, что раньше. Я всерьез и много думал: надо что-то менять. Но если бы мне кто-то сказал, что именно в тот день я приму такое решение, я бы сам удивился. Все шло как обычно. К тому же за два дня до этого я поссорился со своей девушкой — было не до балета. А на репетиции моей партнерше не понравилось, как я что-то сделал, и она посмотрела на меня так — сверху вниз. Там, в Лондоне, женщины всем заправляют! Могут пожаловаться на тебя и всегда требуют по максимуму, причем у них свои представления об этом максимуме. На этот раз меня ее взгляд так задел, что я подумал: «Еще раз посмотришь на меня так, и я уйду!» И эта мысль меня раззадорила, даже стал специально делать помарки и все ждал: «Посмотри, посмотри!» И дождался — хлопнул дверью и ушел. А потом задумался: «И что теперь?» Не понимал, как разобраться в этой ситуации, как все это разрешить. Но с документами прошло довольно легко — в театре менялось руководство, и они не старались кого-то удерживать.
Бренд или творческий полет?
— Может показаться, что вы опасный партнер…
— После моего ухода из Лондонского балета у меня появилась такая репутация, знаете, я и сам начал в это верить. Но я никогда не срывал спектаклей, выполнял свой контракт. Просто там для меня наступил эмоциональный предел. Понимаете, мне необходим адреналин, а в балете его получаешь только на сцене. На репетициях мне, если честно, скучно. Особенно в Лондоне, где ты каждое движение делаешь как велели. И ничего нового! За 25 лет поставили только один новый классический балет — «Алиса в стране чудес». Все остальное — повторы и модерн. В том, конечно, и ценность, что они сохраняют хореографию великих. Но для танцовщика это тяжело. У меня было ощущение, что я «штампую» балеты. Мне не хватало актерской игры. Не было понимания, зачем все это делать. Хотя сам уход получился спонтанным, у меня уже были планы переехать в Нью-Йорк, заняться мюзиклом, кино.
— Отчасти и знаменитая чопорность англичан вас утомила?
— Можно сказать и так. В Лондоне надо мной и вправду что-то постоянно довлело. Начиная со школы — там была очень жесткая дисциплина. Про репетиции я уже говорил. Еще часто бывало, что нас, артистов, приглашали на званые обеды. Там все в строгих костюмах, можно оказаться за одним столом с принцем. От этой размеренности, «правильности» меня тянуло к контрастам, к эдаким «плохим» компаниям: иногда, прогуливая репетиции, я ходил в те районы Лондона, где чувствовал себя намного более свободным. Пожалуй, я единственный, кто себе такое позволял.
Конечно, злились, шумели, но когда проходил спектакль и я танцевал хорошо — снова успокаивались. Я их сам провоцировал. Видимо, такая напряженная атмосфера — моя стихия.
— Игорю Зеленскому удалось создать правильную атмосферу, чтобы убедить вас остаться в балете?
— Да, Игорь умеет убеждать. В балете сложно найти друзей — все конкуренты. С Игорем у нас этого нет. Кроме того, я, к сожалению, мало общаюсь со своим отцом: он уезжал на заработки, я жил в Лондоне, постоянно путешествую из-за работы. А у Игоря есть что-то такое в отношении ко мне — он как стена, опора. Мы как-то сошлись характерами, мне очень удобно с ним работать. Если я хочу что-то сделать, то прихожу к нему, и он быстро это организует. Мне нравится, что мы не планируем задолго. И потом он меня сразу пригласил. Например, в Мариинском и Большом немного боялись, что я непредсказуемый. Когда я стал танцевать у Игоря, они поняли, что со мной можно работать, но с приглашениями опоздали...
— Скажите, а что вы потеряли и что приобрели, покинув Лондонский королевский балет?
— Пожалуй, я потерял немного в престиже. Covent Garden — это такое имя, которым удобно прикрываться. Не так важно, как именно ты танцуешь, ведь ты танцуешь в Королевском балете Лондона. Когда я перешел в Московский академический музыкальный театр, мама рассказала об этом моему учителю в Киеве. Он сказал: «Да, это, конечно, не Covent Garden!» Зато теперь я работаю на свое имя, приобрел настоящую свободу. Игорь все время предлагает мне что-то интересное. Например, телевизионный проект «Большой балет» на канале «Культура», выступления, гастроли. Я только сейчас начал понимать, какая Россия большая страна. Хочу побывать в самых разных городах. Ну и, конечно, еще не раз приеду в Новосибирск для участия в новых спектаклях.
ФАКТ
Следующий спектакль с Сергеем Полуниным — 30 ноября. Он станцует партию Али в «Корсаре» А. Адана.