USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Будем рыжими, юными, дерзкими!

Татьяна РЕШКЕ
По сути, Городовичок еще мальчишка.  И умеет адаптироваться к любой ситуации. Фото Аркадия УВАРОВА
По сути, Городовичок еще мальчишка. И умеет адаптироваться к любой ситуации. Фото Аркадия УВАРОВА

Украшать городской быт — не только ремесло, но и философия

Пожалуй, трудно отыскать новосибирца, который не знал бы Городовичка — вихрастого симпатягу-очкарика, неизменного героя народных гуляний и торжеств. Однако далеко не все помнят, кто именно из художников создал визуальный образ этого человечка-талисмана.

Участник российских и международных выставок, член клуба «Зажги свечу» Александр ТАИРОВ — «отец» персонажа, символизирующего звонкий задор большого сибирского города. На взгляд художника, этот образ очень подходит Новосибирску.

— Новосибирск — особенный город. И его характер и история отразились в архитектурном облике. Но порой нам не хватает той юношеской дерзости, которая была присуща основателям города. В 2005 году я, как художник и дизайнер, оформлял фотоальбом о Новосибирске, включивший в себя воспоминания очевидцев и около 250 фотографий, многие из них мне пришлось делать самому — ходить, карабкаться, даже летать над городом... И знаете, что меня поразило? Сравнивая архивные фото с современными, я увидел особенность, на которую мало кто обращает внимание. Просека, вырубленная под центральную улицу, по ширине была точно такая же, как сейчас Красный проспект. Уже тогда, в конце позапрошлого века, посреди труднопроходимой тайги! Представляете? Питерские инженеры приехали строить рабочий поселок, который нужен был всего-навсего для того, чтобы перекинуть мост через Обь. Однако люди мыслили дерзостно и замахнулись на нечто грандиозное.

Магнит для гениев
— То есть «установку на успех» будущему мегаполису дали градооснователи?

— Возможно. Впрочем, с преемственностью у нас всегда были проблемы. Когда, например, ушел архитектор Крячков, генерация людей, способных подхватить его идеи, так и не появилась. Или еще один пример — Георгий Лыщинский, ректор НЭТИ. Он приехал в наш город и создал институт, вложив в него все свое понимание культуры. Студенты не просто получали здесь вузовское образование — в стенах НЭТИ развивались и поэзия, и песенное творчество, был и джазовый ансамбль. Любопытно, что именно Лыщинский открыл первую в нашем городе кофейню. Вместе с художником Сергеем Мосиенко мы ее спроектировали, выполнили чеканку под турецкий стиль… И постепенно сформировалось место с неповторимой атмосферой, которое выпускники 70 — 80-х помнят до сих пор.

О чем это говорит? О том, что в город пришел человек, способный влиять на окружающую среду. Пришел, увидел жизнь свежим и незамыленным взглядом и что-то в этой жизни изменил, преобразил. Можно сказать, особенность Новосибирска в том и заключается, что город притягивает к себе людей незаурядных. В 40-е годы импульсом для развития Новосибирска стала эвакуация, чуть позже — приезд ученых и создание Академгородка.

— Получается, Сибирь не столько взращивает таланты, сколько притягивает к себе людей харизматичных?

— Думаю, да. Новосибирск еще слишком юн, чтобы на его почве произросло нечто по-настоящему значимое, поэтому, если мы хотим что-то изменить, давайте приглашать людей извне — профессоров, архитекторов и деятелей культуры.

Кстати, сегодня мы с гордостью говорим о том, что Новосибирск — третий город России по величине. И не задумываемся, что бурный рост — это не только достоинство, но и проблема. Наполняясь людьми перекати-поле, «город-подросток» не успевал адаптироваться, осмысливать себя.
Количество приезжих было настолько велико, что поглощало личностей, способных влиять на менталитет масс, и тонкий культурный слой растворялся в огромном пространстве. А между тем культура — субстанция оранжерейная, и формирование питательной среды, на которой она может развиваться, требует не только времени, но и денежных вливаний. Сегодня городу нужны Дягилевы и Третьяковы, но, к сожалению, люди состоятельные стремятся покинуть родные пенаты, уподобляясь «иванам, не помнящим родства» и воспринимая Сибирь как некий перевалочный пункт для прыжка на Запад. Наверное, мы должны создавать предпосылки для того, чтобы люди узнали, полюбили свою историю и захотели здесь остаться.

«Сотри случайные черты...»
— На протяжении многих лет вы занимались городским дизайном, поэтому знаете «узкие» места Новосибирска лучше многих. Как считаете, что нужно изменить, переосмыслить, перестроить?

— Одна из особенностей города — огромное пространство Оби, разрывающее Новосибирск на две части. Хотя на левом берегу живут тысячи людей, здесь нет ни выставочного павильона, ни концертного зала... Обилие иностранных вывесок — еще одна проблема и признак вторичности мышления.
В 60-е годы на дверях кафе и магазинов встречались такие названия, как «Солнышко», «Орбита», «Веснушка», «Дубрава», и это звучало по-русски, вполне достойно и самобытно. Думаю, к этой самобытности стоило бы вернуться.

А главное, новосибирцы еще не осознали, насколько это важно — иметь красивый, приветливый город. Теплотрассы и водопроводы — все это необходимо, однако во времени остается и другое. Потому что, кроме хлеба, людям нужны зрелища. И общение, ради которого, собственно, мы и стремимся в большие города. Не стоит забывать, что красота формирует менталитет людей. Визуальный мир проецируется вовнутрь, организуя наше внутреннее пространство, и если город обращен к нам своими удивительными моментами, мы расправляем плечи, внутренне подтягиваемся и растем.

Рыжий — потому что особенный
— Кстати, о зрелищах. Один из самых главных, зрелищных праздников — День города — далеко не сразу стал всенародным.

— Конечно. Помните, на что был похож День города в 80-е? Праздник был несколько безликим. В то время так случилось, что меня пригласили в качестве художника для разработки внешнего оформления праздничных мероприятий. На совещании, которое проходило под руководством Шамова Владимира Викторовича, возникла идея создать символ города. Обсуждались разные варианты. Традиционные в таких случаях представители фауны, животные (соболь или куница), в роли центрального символа выглядели бы достаточно спорно. Новосибирск — город, созданный интеллектом, поэтому символизировать его должен был человек. Или человечек. Городовичок. Прозвище это было придумано и предложено Шамовым.

Сегодня мало кто помнит первоначальный вариант Городовичка — итог коллективного творчества художников-дизайнеров. Это был долговязый парень в коротких штанах, в железнодорожной кепке, с шарфом а-ля Остап Бендер и паровозом на веревочке. Поскольку я занимался оформлением праздников, дорабатывать образ поручено было мне. И я подумал: каким должен быть Городовичок? Во-первых, он ни в коем случае не взрослый — по сути, он еще озорной мальчишка. Во-вторых, он должен быть слегка диспропорциональным — величину головы и наличие очков предопределила интеллектуальная составляющая. В-третьих, он непременно рыжий — не похожий на других. Мы даже придумали для Городовичка имя — Никоша, от слова Новониколаевск. Правда, имя не прижилось, и в сказках Магалифа вы его не найдете.

— Вам не кажется, что двадцать лет спустя Городовичку пора уже повзрослеть? Это было бы актуально в канун 120-летия Новосибирска. Времена меняются...

— Знаете, если символ будет постоянно трансформироваться, он перестанет быть узнаваемым. Пусть художники создают другие символы, но Городовичок неизменен. По большому счету, он может жить века, воплощая начало нашей истории. Тем более что Городовичок — милое, доброе создание, и его можно адаптировать практически к любой ситуации.

Однажды мы приехали в Москву к Эдуарду Успенскому с идеей сделать о Городовичке передачу «Спокойной ночи, малыши!». От краеведческих фолиантов, которые мы попытались ему вручить, писатель отказался, а вот Городовичок так понравился автору «Крокодила Гены», что прямо у него дома мы сняли два сюжета. В канун 100-летия Новосибирска эта передача вышла на экраны, и вы даже не представляете, насколько это было телегенично: Успенский, Городовичок и Хрюша — в диалоге! Потом, к сожалению, кукла Городовичка потерялась во время съемок какой-то рекламной передачи. А ведь Городовичок — оберег Новосибирска, его баловень и талисман — мог бы вести самые разные передачи. Мог бы задавать по-детски провокационные и по-настоящему глубокие вопросы...

Символика, обычаи и традиции — все это помогает людям чувствовать себя не просто жителями, но гражданами города. Я считаю, у Новосибирска есть и энергия, и дерзость. Нужен только хороший импульс, чтобы эти качества проявились.

КСТАТИ
Имя Городовичка носит новосибирский детский сад № 507. В честь городского символа названы многие детские творческие конкурсы. К 110-летию Новосибирска вышло в свет учебное пособие «Путешествие с Городовичком по столице Сибири». На протяжении ряда лет по праздникам в роли Городовичка выступал актер театра «Старый дом» Владимир Казанцев.

Фотографии статьи
частник российских и международных выставок, член клуба «Зажги свечу» Александр ТАИРОВ