USD 103.7908 EUR 108.8705
 

За режиссурой лес видать

Анна ЗОЛОТОВА
Фото с сайта globus-nsk.ru
Фото с сайта globus-nsk.ru

Режиссер нового спектакля в «Глобусе» считает, что классические пьесы Островского не стареют.

На большой сцене театра «Глобус» 10 и 11 октября состоится премьера классической комедии Александра Островского «Лес». В главных ролях заняты заслуженные артисты России Лаврентий Сорокин (Несчастливцев), Илья Паньков (Счастливцев) и Людмила Трошина (Гурмыжская).
В роли постановщика спектакля новосибирцы с радостью увидят известного московского режиссера, профессора Российской академии театрального искусства Романа САМГИНА. Почему с радостью? Потому что его спектакль по Мольеру «Скупой» (2010) стал одним из любимейших у театралов нашего города. И вот — новая встреча.

— Роман Савельевич, вы ставите преимущественно комедии и отдаете предпочтение классическому материалу. Почему?

— Потому что комедия по классической пьесе — это театр не просто веселый, но и умный. В идеале театр всегда умный и веселый. Написать пьесу хорошую — это адский труд. Отразить мир в диалогах, выстроить драматургически — это редчайший дар. Поэтому без Островского нам не обойтись. Островский — мастер драматической сцены и в принципе такой автор, которого очень сложно испортить. Хотя, наверно, можно — какой-нибудь навязчивой режиссурой… Я получаю от его текста физическое наслаждение. И артисты с удовольствием репетируют. Это счастье, что есть возможность репетировать Островского, еще и деньги за это получать. Надо его просто понять и найти, что тебя в нем сегодня занимает.
— С пьесой «Лес» вы уже работали, для вас это материал известный…

— Я этот материал захотел сделать после «Скупого» с артистами «Глобуса» два года назад. Подумал, что Лаврентий Сорокин может Несчастливцева играть, Илья Паньков — Счастливцева. А начал эту работу в Москве и поставил в антрепризе. Спектакль там идет хорошо, успешно, но я понимал, что мне много еще в этом тексте интересно. Для меня постановка «Леса» в «Глобусе» — первый опыт сочинения спектакля заново, прежде были повторы. Вот, скажем, «Пигмалиона» я сейчас сделал, он приедет к вам на фестиваль «Новосибирские сезоны» в октябре. Мне все в нем ясно, и второй раз ставить его я не буду. А «Лес» продолжает меня волновать. И в Новосибирске мы сочиняем совсем другой спектакль. И художник на этом спектакле другой, и актерские индивидуальности не похожи. В Москве Гурмыжскую играет Мария Аронова, а здесь будет Людмила Трошина — они совсем разные: и по природе, и по возрасту. В пьесе есть темы театра, актерства, профессии, старения — все они меня волнуют, и про это я и делаю совсем новый спектакль.

— Что обозначает для вас метафора леса?

— Я не хотел бы облекать это в какие-то конкретные понятия. Мне кажется, когда формулируешь, что «лес для меня — это пространство, в котором персонажи Островского заблудились», то лес становится очень плоским образом. А пока есть в голове его нечеткие очертания, пока этот лес стоит в тумане, есть много вариантов того, про что мы сочиняем спектакль и, может быть, даже сами еще не все видим.

Фотографии статьи
На репетиции спектакля «Лес»
Роман Самгин