Вышел из дому — поздоровался с медведем
Необычное событие взбудоражило недавно Кочковский район
Шесть утра. По низинам плывет марево тумана. Жуланка просыпается. Тамара Булавина — хозяйка крайнего двора по улице Калинина — как обычно, первой вышла управляться. Мельком отметила: почему-то ревет корова. Прошла в сарай, открыла дверь в денник и… остолбенела:
«Стоит… медведь на задних лапах и смотрит на меня. Большой, жуткий, страсть! Я глаза закрыла, думаю, глюки. Открываю — те же свирепые глаза. Сначала не ощутила ничего, просто себе не поверила. Но машинально отметила, что в загоне нет ни одного теленка. Не помня себя, закрыла дверь, вроде как ушла от опасности. А этому зверю, после поняла, хватило бы одного удара, чтобы дверь в щепки разнести и меня уничтожить…»
Испугалась потом…
Все действительно меряется одним мгновением. Мы ни от чего не застрахованы. Вот так выйдешь во двор, а там — зверь, в наших краях невиданный, образовался. Что ожидать можно от такой встречи? Вот и Тамара Ивановна до сих пор не может оправиться от случившегося: «Страх потом пришел. А тогда выскочила и кричу соседке: «Наташа, убегай, тут медведь!» Ее муж Олег в окно выглянул: «Да какой тебе медведь!» — «Обыкновенный», — отвечаю. Мой дед выбег, а я ору: «Не беги, он тебя съест!»
В этом переполохе Виктор Егорович «пошел на медведя» с голыми руками. «Все кричат — и я испугался. То ли правда, то ли нет, а свое спасать надо. В те же двери влетаю, метрах в двух мохнатый зверь на задние лапы поднялся и озирается. Не помня себя, закричал: «Пошел вон!» Медведь попятился, через ограду перемахнул и бежать. Огляделся я — бык лежит задранный, самый упитанный. Он его уже тащил в навозную кучу закапывать. Так двести восемьдесят килограммов и пропали».
Пришлось вызывать боевую группу
Что тут началось! Все сбежались, побросав дела, на крыши полезли, чтоб косолапого увидеть. Да и спокойней как-то на высоте, кажется, достать будет трудно. Но когда посмотрели, как легко дикий гость переломал загородки, поняли — от такого не убежишь. Долго еще пострадавших, переживших сильный стресс, отпаивали лекарствами. Произошедшее было похоже на нереальный, фантастический сон. Только разруха в сарае и боль по погибшему животному напоминали: все было по-настоящему. Сельсовет составил акты. Возможно, будет какая-то компенсация. А что же зверь? Где еще он может применить свою страшную силу?
Косолапый от добычи уходить явно не желал. Побродил вокруг, нюхая воздух, и нехотя подался в сторону ферм. Наблюдатели боялись, что медведь скроется. Тогда в районе пришлось бы объявлять чрезвычайную ситуацию. Все с нетерпением ждали боевую группу из полиции, «но прошло часа два —да за это время зверь мог бог знает что натворить».
Сотрудники полиции поднялись немедленно. Уехать мешали согласования. Был приглашен Александр Шатула, государственный инспектор охраны государственного надзора. Одновременно вели переговоры с прокуратурой и властями: что в столь нетипичной ситуации предпринять?
Зверь бежал из горящей тайги
Предположений о причине появления медведя в Кочковском районе высказано достаточно. Наиболее вероятная — пожары в Томской области. Звери бежали из горевшей тайги куда глаза глядят. Слухи об отощавших хищниках, заходивших в населенные пункты, идут из северных районов Новосибирской области. Несколько особей замечали даже вблизи Первомайского района Новосибирска.
Разговоры о блуждающих в Кочковском районе косолапых появились еще в начале лета, когда горели чулымские торфяники. Поговаривали о медведице с медвежатами, которых якобы видели под Быструхой, а также в стороне Маяка: «Рычала в кустах, поваляла ульи на пасеке».
По крайней мере, в возможность неожиданной встречи с хозяином тайги уже как-то верится. Жуланская история сигнализирует грибникам и охотникам: будьте осторожны в лесу!
Медведя, напугавшего жуланцев, к сожалению, пришлось уничтожить. «Исследования в ветлаборатории исключили наличие сибирской язвы, ждем результата на бешенство», — отмечает главный госветинспектор Елена Карпенко.
Александр Шатула оценил состояние медведя: самец был изможденный, совершенно без подкожного жира, хотя к этому времени слой должен быть сантиметров пять. Голодный и злой зверь в спячку не уйдет, а шатун опасен вдвойне. «Возможно, он не один, пастухи говорят, что видели и волков», — предупреждает Александр Петрович.
Сто раз подумай
Мало кто помнит, что в 1995 году в лесах под Быструхой отстреливали медведя. Говорят ли эти случаи о возможном расселении косолапых в лесостепной зоне? Пока ответов нет.
Мы обязаны изложить и особое мнение девочки, позвонившей в редакцию: «А почему убили медведя? Ведь он поесть пришел, его дом сгорел, он не знал, куда податься. Надо было усыпить и отвезти в тайгу…»
«Медведь мог вернуться и начать вредить, — уверен прокурор района Александр Коваленко. — Решение по поводу отстрела было верным. У нас дичи мало, ягод сейчас нет, спрятаться негде. А домашнее животное — легкая добыча. Если агрессивное животное повадится к людям, быть беде. Поймать хищника сложно, усыплять — нет средств. Согласитесь, это неестественно, когда опасное существо расхаживает по селу. Лучше быть настороже».
Все мы задним числом умны, пока на себе не испытали, что удалось пережить очевидцам. Согласитесь, никто не захочет быть на месте пострадавших. Они теперь знают, что надо обращать внимание на знаки опасности: лай собак, треск дерева, рев скотины. И не бежать сломя голову на звуки беды. «Я теперь ко всему прислушиваюсь, — признается Виктор Булавин. — А то вот так зайдешь и с медведем поздороваешься».