Сергей ШЕБАЛИН: На пути к идеальному Городу
Подготовка квалифицированных менеджеров для сферы культуры — тема давно «наболевшая», но решаемая
При всем разнообразии культурных мероприятий самого различного толка в городе и регионе ощущается явная нехватка в данной сфере грамотных организаторов, а точнее квалифицированных менеджеров, что заметно сказывается на качестве этих самых мероприятий. В Новосибирске за несколько месяцев до форума «Интерра» была создана «Академия креативных индустрий», призванная начать решать проблему. И вот недавно в рамках инновационного форума как своеобразный экзамен в «Академии» был объявлен конкурс проектов, которые молодые участники представили на суд авторитетного жюри.
Мы беседуем с победителем конкурса, молодым дирижером, создателем и руководителем ансамбля солистов «Лаборатория новой музыки», исполнительным директором фестиваля современной музыки «Сибирские сезоны», президентом благотворительной региональной общественной организации «Сибирский центр современной музыки» Сергеем ШЕБАЛИНЫМ.
Актуально и уникально
— Сергей, расскажите подробнее о проекте, об участниках и жюри.
— Проект проходил в три этапа на протяжении всего лета. Его финальная часть пришлась на дни проведения «Интерры». По сути организаторы проекта нащупали очень востребованную область знаний. По масштабности «Академия креативных индустрий» имеет все шансы вырасти в отдельную институцию менеджмента. Ведь в ходе ее работы поистине «ковались» столь дефицитные в Сибири кадры.
Для большей эффективности кадрового роста в этой сфере необходима не ежегодная, а ежеквартальная работа «Академии креативных индустрий». Это отмечали авторитетные и именитые эксперты, которые оценивали проекты, представленные на конкурс «Академии». Среди них — Том Кампбелл, Михаил Гнедовский, Дмитрий Замятин, Елена Зеленцова, Михаил Калужский, Николас Чампкинс и другие успешные управленцы в сфере культуры.
— Как вы считаете, почему именно ваш проект «Ночь в метро. Мистерия об идеальном Городе» выиграл конкурс «Академии креативных индустрий»? В чем его актуальность и уникальность?
— «Ночь в метро» представляется мне проектом, соответствующим всем требованиям, которые предъявляются к идеальному проекту. Он говорит от лица Новосибирска — города с серьезными амбициями относительно укрепления своего столичного статуса. Метрополитен — место проведения проекта — символизирует силу и прогрессивный потенциал Новосибирска. Линии метрополитена словно артерии разливают по огромному организму мегаполиса энергию горожан, которые очень любят новосибирское метро, выгодно отличающееся от многих метрополитенов мира.
Поэтому в своем проекте известное утверждение «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения» я хотел бы перефразировать так: метро — это не просто средство передвижения, метрополитен — это удивительное место с потенциалом особого культурного средоточия. Не секрет, что в Новосибирске ощущается нехватка сценических площадок, что толкает творцов на поиск альтернативных концертно-выставочных пространств. Метрополитен вполне подходит для решения данной проблемы: это поистине место для горожан, так как метро очень гуманно и демократично по своей сути. Оттого художественно оформленная в необычный формат мистерии тема города и его жителя так органично, на мой взгляд, может прозвучать именно в метрополитене.
С надеждой на понимание
— Я очень благодарен управляющей команде Новосибирского метрополитена — прогрессивно мыслящим его руководителям — за горячий отклик и поддержку нашего проекта. Но проект обязан своей жизнью не только этому главному партнеру. С нами Сибирский центр содействия архитектуре, который в рамках «Ночи в метро» готовит выставку работ финалистов архитектурного конкурса «Миры Эль Лисицкого», чем обеспечивает международный статус проекта. На сегодняшний день о своем участии заявили более 60 конкурсантов из тридцати стран мира, и столь широкий резонанс поражает даже видавших виды организаторов и экспертов. С нами также Фонд развития русского языка «Родное слово», ответственный за выставку об истории новосибирского градостроительства в рамках проекта «Ночь в метро», а также Сибирский центр современного искусства.
Особой благодарности заслуживает административная поддержка, оказанная проекту министерством культуры Новосибирской области, мэрией Новосибирска и областным правительством. Подготовка «Ночи в метро» проходит при личном содействии представителей власти Натальи Ярославцевой и Игоря Решетникова, Надежды Болтенко, Владимира Державца и других, что бесценно в деле реализации столь масштабного проекта, способного стать непосильной ношей для молодой команды его организаторов.
— Сергей, как вы думаете, какой зрительский контингент привлечет проект? Рассчитан ли он на демократичного слушателя или на элитарного?
— И того и другого зрителя мы очень ждем. И с теми и с другими мы готовы вести диалог. Наш слушательский контингент — прогрессивно мыслящая аудитория, способная к восприятию и участию в формировании современного культурного пространства. Это горожанин, готовый думать и удивляться.
— Проводились ли подобные проекты в России? Чем вы вдохновлялись, создавая «Мистерию об идеальном Городе»?
— В России есть опыт проведения культурных акций в метро, но по форме и содержанию они не сопоставимы с тем художественным продуктом, что предлагаем мы. В Москве, например, проходили культурно-парковые «солянки» из маршей и вальсов. Зачем это нужно было переносить в подземку? Видимо, только из акустических соображений. Мы организуем Событие. В мультимедийной «Мистерии об идеальном Городе» выступают только профессионалы, и мы отвечаем за качество во всем, начиная от содержания и формы представления и заканчивая деталями его реализации — оборудованием, светом и звуком. Эксклюзивный формат этой культурной акции определяется уникальным синтезом музыки и архитектуры, поэзии и видеоарта, исторических хроник и лазерного моделирования городов.
Первая в Сибири «Ночь в метро» нацелена на формирование образа Новосибирска как прогрессивного города, подтверждающего свой столичный статус в различных аспектах на международном и федеральном уровнях, на расширение представлений о городе как пространстве для жизни, на формирование нового горожанина. Проведение проекта презентует новое городское культурное пространство альтернативного формата (метрополитен), консолидирует творческие силы различных сфер искусства.
— Осуществление проекта невозможно без помощи спонсоров. Скажите, пожалуйста, какие преимущества для них открывает этот проект?
— Не секрет, что информационное поле сегодня переполнено рекламой в режиме бесконечного потока, зачастую исключающего всякое понимание его содержания. Человек уже не всегда может генерировать смыслы из этой информации. Она просто не читается. Поэтому средства, вложенные бизнесом в «просто рекламу», сродни рефлексу — это не приносит результата.
Мы предлагаем бизнесу событие, которое работает по другим информационным законам, оно прокладывает себе путь в сердца и умы горожан. Тем самым для бизнеса это становится рекламой более высокого порядка, и если аналитики той или иной компании адекватно ориентируются на информационном рынке, они нам сами звонят.
СПРАВКА
Международный инновационный форум «Интерра-2012» открыл в Новосибирске «Академию креативных индустрий». Этот образовательный проект, инициированный «Агентством регионального маркетинга», агентством событий «УРА!», маркетинговым агентством «Б-52», Новосибирским университетом экономики и управления, а также министерством культуры Новосибирской области, стартовал еще в мае — в период так называемого Прединтерия. Академия ставит своей задачей профессиональную подготовку и переподготовку специалистов в области менеджмента культуры, культурного и событийного туризма, креативных технологий и социокультурного проектирования.