Хранители стратегического ресурса
Проблемы в лесном хозяйстве региона были всегда, но лишь недавно за их решение взялись на областном уровне
На этой неделе свой профессиональный праздник отмечают работники лесного хозяйства — люди, оберегающие бесценный ресурс, занимающий четверть территории области. И в большинстве своем — беззаветно любящие свою работу. Насколько лес может притягивать и «затягивать», показывает пример нашего сегодняшнего собеседника — руководителя областного департамента лесного хозяйства Сергея ШВЕЦА.
Счастливый случай
Когда человек две трети своей жизни отдал работе в лесу и она по-прежнему доставляет ему удовольствие, значит выбор профессии был правильным. И не столь важно, что выбор этот оказался… случайным.
— В 1973 году после службы на Северном флоте я вернулся в родное Дубровино, — говорит Сергей Михайлович. — Собирался поступать в Алтайский государственный университет на юридический факультет. Даже съездил в Барнаул, где меня заверили, что как военнослужащего примут по льготному конкурсу. Оставалось лишь дождаться лета, так как демобилизовался из армии осенью: экзамены уже прошли, начался учебный год. А зиму нужно было где-то работать. Устроился временно в Дубровинский лесхоз трактористом, да так и забыл про свое желание быть юристом. Потом стал мастером, инженером охраны леса, главным инженером лесхоза, 17 лет был директором предприятия. В следующем году буду отмечать 40-летний юбилей в профессии. Вот так бывает…
Возможно, начни Сергей Михайлович трудовой путь в момент ежегодного старта пожароопасного периода в лесу, он бы как-то иначе взглянул на романтизм профессии. Хотя вряд ли: практически все лесники, с кем удавалось пообщаться, в один голос говорили, что именно защита леса, борьба с огнем — самое яркое и запоминающееся. Что выполняешь в этот момент не просто тяжелую работу, но и особую миссию. Тем более что с каждым годом лесники Новосибирской области становятся более оснащенными и подготовленными для борьбы со стихией.
Огню не дали шанса
— Второй год, — говорит Сергей Швец, — из областного бюджета стабильно и целенаправленно осуществляется финансирование охраны лесов от пожаров и лесовосстановления. За это время в лесхозы региона было закуплено около 70 единиц противопожарной техники, которая уже проявила себя в реальных «боевых» условиях. Сейчас мы объявили конкурс на приобретение снегоболотохода, который незаменим в северных районах области, а также конкурс на приобретение двух тягачей с тралами для оперативной переброски техники в труднодоступные места возгораний.
— А каковы изначальные шансы людей в борьбе с лесными пожарами? Судя по тому, что происходило этим летом в Томской области, преимущество зачастую на стороне стихии?
— У соседей свои нюансы: большая, незаселенная территория и труднодоступность — глухомань, болота. Но даже невзирая на это, главными факторами при борьбе с пожарами являются оперативное обнаружение и техническое оснащение лесников. Ведь и в плане мониторинга мы за последнее время сделали огромный шаг вперед. Сейчас в сузунских и ордынских лесах установлены комплексы видеомониторинга, покрывающие всю территорию этих двух районов. Установлено по одной камере наблюдения в наиболее ценных лесах Искитимского и Мошковского районов, полностью под видеонаблюдением Кудряшовский бор. Уже определены следующие точки отслеживания ситуации в лесах — Болотнинское, Мошковское и, возможно, Тогучинское лесничество. Если «ловишь» пожар в самом начале и ты не с пустыми руками, то инициатива переходит к лесникам.
— Тем не менее удивительно: такое жаркое и сухое лето, а обошлось без крупных пожаров...
— На самом деле были непростые ситуации — достаточно вспомнить пожар в конце апреля, который мог зайти в наш регион со стороны Алтайского края, из Ларичихинского лесничества. Сузунские лесники проявили настоящий героизм и самоотверженность, помогая алтайцам, не пуская огонь на нашу территорию. Несколько дней спустя уже алтайцы в другом районе пришли на выручку нашим ребятам. Много чего было, и неслучайно по итогам весеннего пожароопасного периода губернатор Новосибирской области Василий Юрченко вручил лесникам региона семь почетных грамот и ряд благодарностей. Такой оценки труда лесников по итогам короткого периода времени не было очень давно.
Период был очень напряженным, ведь такой засухи, такого низкого содержания влаги в почве не было в области за все время метеонаблюдений. Помимо видео- и авианаблюдения, в самые опасные дни по области курсировало более сотни (рекорд — 121) автопатрулей, в которых находились наши сотрудники, а также представители МЧС и правоохранительных органов. Также не стоит забывать и о работе, которая часто остается «за кадром», — создание и поддержание в должном состоянии минерализованных полос. Когда они в порядке, то и шансы на распространение низового огня снижаются.
Лесу нужна ревизия
— Задача лесников не только защищать, но и восстанавливать лес. Есть ли достижения в этом направлении?
— Областные программы предусматривают выделение средств не только на охрану лесов. Нынешней весной мы высадили по области саженцев хвойных пород на площади 1 618 гектаров, еще 542 гектара будут засажены в сентябре-октябре. Учитывая, что по предварительным итогам пожароопасного периода на горельниках не понадобятся сплошные санитарные рубки, только выборочные, то получается, что площадь, покрытая лесными насаждениями, не уменьшится, а увеличится на 2 160 гектаров. К тому же весной в питомниках было посажено 5,5 гектара сеянцев — это наш задел уже на 2013 — 2014 годы: предстоит большая работа по лесовосстановлению в Сузунском и Ордынском районах, которые пострадали от пожаров 2006 года. Так что «прирастаем» несмотря ни на что.
— В разговорах обычных людей о ситуации в лесах области очень часто можно услышать слово «бардак». Вы согласны с такой оценкой непрофессионалов?
— Положительным моментом я вижу то, что люди неравнодушны к лесу, они очень ревностно на все реагируют. Есть, видимо, понимание, что лес — стратегический ресурс региона, у нас его не так много, как в ряде других сибирских краев и областей.
А относительно «бардака» я даже в чем-то соглашусь. Только не бардак это, а отсутствие нормального лесоустройства. Наша область стала первым участником пилотного проекта по проведению масштабного лесоустройства. 28 миллионов рублей выделила Москва, ровно столько же внес и областной бюджет: на эти деньги в первом квартале будущего года мы проведем лесоустройство в четырех районах, где сосредоточены особо ценные запасы, — Тогучинском, Ордынском, Мошковском и Искитимском. А программа будет продолжена, и через несколько лет мы получим полную картину того, что происходит в наших лесах. Ведь последний раз масштабное лесоустройство было закончено в 2000 году, а делать его нужно минимум раз в 10 лет. Вот когда проведем, то и «бардака» будет меньше.
Приравнять лесника к учителю?
— А для чего вообще необходимо лесоустройство?
— Это своеобразная ревизия того, что есть в лесу: какие породы деревьев, какой возраст. Это необходимо для понимания, где и какие хозяйственные и противопожарные мероприятия проводить, где нужны дополнительные минполосы или безопасные места отдыха людей. Сложный, дорогостоящий процесс, но жизненно необходимый.
— Сергей Михайлович, в начале беседы вы рассказали о том, как стали работником лесного хозяйства. А кто сегодня пополняет команду? Идет ли вообще молодежь работать в лес?
— Идет, потому что никуда не делся Тогучинский лесной техникум, который хоть и находится в подчинении областного министерства образования, но мы по-прежнему считаем его «своим». Появился факультет лесного хозяйства в аграрном университете, к нам в департамент летом оттуда приходили ребята на практику. И нужно поблагодарить губернатора и правительство области за моральную и финансовую поддержку. Молодежь, видя, что отрасль стабильно финансируется, пополняется новой техникой, быстро смекает — здесь есть перспектива.
Проблемы? А когда их не было? И 40, и 20 лет назад в лесу было сложно работать. Другое дело, что в советские времена леснику в любом месте были гарантированы жилье и детский сад для ребенка.
— Может, следует приравнять лесников к сельским учителям, врачам, предоставлять им льготные условия для приобретения или найма жилья?
— Ох, конечно, хочется все и сразу! Но мы ведь только два года как начали возрождаться, как появились программы поддержки и развития отрасли. Сегодня программы работают, а жилье для молодых специалистов — следующий этап. И мы обязательно будем говорить об этом губернатору, потому что если в леса поедут работать не только те, кто там живет, но и горожане, люди из других регионов, это даст толчок развитию лесного хозяйства.
Пока же я хочу поздравить всех работников лесной отрасли с профессиональным праздником, пожелать здоровья, счастья, сохранить на долгие годы любовь к своей нужной и благородной работе.
ФАКТ
Суммарная площадь лесного фонда Новосибирской области составляет около 4,49 миллиона гектаров, в том числе площадь территории, занятой хвойными породами, — 977,3 тысячи гектаров (21,76 %). Общий запас древесины основных лесообразующих пород оценивается в 278,8 миллиона кубометров.