USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Виртуальная витрина: огласите весь список, пожалуйста

Павел КРАСИН
Фото с сайта www.prieskumy.net
Фото с сайта www.prieskumy.net

Ежедневно в Интернете появляется около 60 новых торговых точек

Начинающему предпринимателю виртуальная сеть предлагает реальные возможности заработка. Причем в текущем году специалисты ожидают небывалый бум в секторе интернет-продаж. Удачный момент, чтобы занять собственную нишу на виртуальном рынке. Своими советами и соображениями с нами поделились эксперты.

Об электронной коммерции как о полноценном рынке говорить, конечно, пока рановато. Объем продаж в виртуальной сети по России в мировых объемах составляет меньше одного процента. Хотя сумма проходит через интернет-магазины и немалая — более 300 миллиардов долларов, из которых на Новосибирскую область приходится 2,5 процента. В этом году рынок электронной коммерции, по прогнозам, вырастет на четверть. Развивающаяся бизнес-среда — место для реализации потенциала начинающего предпринимателя.

Что имеем?
В региональной интернет-коммерции эксперты выделяют три крупнейших сегмента рынка — продажа железнодорожных и авиабилетов (27 процентов), одежды и обуви (17 процентов), техники для дома (14 процентов). Еду через Интернет сибиряки покупают редко, в отличие, скажем, от москвичей. Виртуальная продуктовая корзина жителя столицы может стоить 8 000 рублей и больше.

В Новосибирске основные виртуальные покупатели — люди от 18 до 35 лет, которые имеют доступ в Интернет и способны рисковать. Ведь не каждый человек решится довериться интернет-магазину. Это мнение самих владельцев интернет-магазинов. Считается, что покупки в Интернете совершают больше мужчины. К примеру, могут купить в сети парфюмерию, потому что не хотят ходить по магазинам. Для женщины такой поступок — нонсенс. В любом случае основной мотив покупок в Интернете — стремление сэкономить: либо время, либо деньги, либо и то и другое вместе.

— Посетители интернет-магазинов — это, как правило, опытные пользователи Всемирной паутины, живущие в крупных и средних городах, — рассуждает новосибирский интернет-маркетолог Олег Заиграев. — Их число постоянно растет, а вместе с ним растет частота и стоимость покупок в онлайне. Сейчас может произойти потребительский взрыв в секторе продуктов питания, товаров для ремонта и туров.

Как продвигать
— На рынке электронной коммерции наблюдаются три взаимосвязанных тенденции: приток новых игроков, рост конкуренции и снижение доли каждого игрока, — комментирует Тимофей Горшков, генеральный директор платформы для создания интернет-магазинов InSales.ru. — Ежедневно в российском сегменте Интернета появляется в среднем 63 магазина, тогда как, например, в 2010 году выходило 37 проектов.

В таких условиях немало внимания нужно уделить рекламе своего виртуального магазина. Специалисты рекомендуют начать с самостоятельной рекламы на форумах и в социальных сетях, а затем обратиться в профильные рекламные компании и переключиться на контекстную рекламу. Это текстовое сообщение или баннер, появляющиеся на веб-страницах, тематика которых совпадает с тематикой рекламы.

Реклама на тематическом форуме не будет стоить вам ни копейки — достаточно оставить сообщение, что лучшие товары продаются на вашем сайте. Но и потенциальных покупателей вы привлечете не так много, как при поисковом продвижении, в результате которого ссылка на ваш сайт окажется в верхних строчках поисковых систем.

— Сайт — это отражение вашего бизнеса, и сделать его близким к идеалу можно только в процессе работы, — утверждает руководитель агентства интернет-маркетинга «Директ Лайн» Денис Осадчий. — Не стоит тратить долгое время на разработку и запуск сайта, ведь за несколько месяцев ситуация на рынке может кардинально измениться, и вы упустите много возможностей.

Докажите, что существуете
Итак, сайт работает, реклама запущена, а торговля не идет. В чем причина недоверия к интернет-магазинам? Как считают маркетологи, помеха для развития интернет-торговли — психологический барьер. Это ведь дистанционная покупка. Попросту говоря, наш человек привык покупать только то, что может пощупать руками. Обычная торговая точка имеет конкретный адрес, и в случае если появляются вопросы или претензии, всегда есть куда обратиться. А сайт может находиться где угодно. Поэтому интернет-коммерсанту крайне желательно иметь офис с выставочным стендом, на котором особо дотошные покупатели смогут своими глазами увидеть ваши товары.

При интенсивной торговле придется решать вопрос: устраивать собственный склад продукции или сотрудничать с целой сетью поставщиков? Последний вариант может быть дешевле, но так вы будете зависеть от слишком многих факторов — есть ли товар на ближайшем складе, насколько быстро вам его отгрузят и так далее. По этим же причинам лучше иметь собственную службу доставки и call-центр, чтобы не терять контакта с покупателями.

Ну и конечно, в Интернете бизнес остается бизнесом. Со всеми его законами. Даже если обороты вашего бизнеса не превышают обороты киоска на автобусной остановке. Чаще, кстати, так и бывает, если интернет-магазин не является подкреплением уже существующего бизнеса с реальными точками продаж на карте города. Интернет — это один из способов маркетинговых коммуникаций. Или, говоря по-русски, выходов на потребителя. И если однажды покупатель разочаровался в услуге вашего магазина, будьте готовы к тому, что на вашу страничку он, скорее всего, уже не зайдет. А собственное мнение по поводу «исключительности» вашего сервиса сообщит не в книге жалоб, которую отродясь никто не читает, а где-нибудь в чате или на популярном форуме.

И еще один момент. Многие новосибирские сайты используют интернет-чаты, где вы можете в любой момент задать вопрос менеджеру магазина и сразу же получить ответ. Таким способом я пробовал отправлять запросы в трех интернет-магазинах, но ответов так и не получил. Поэтому очень важным становится наличие у интернет-магазина еще и телефона. Денис Осадчий советует подключать номер горячей линии, начинающийся на 8-800. Вызовы на такие номера оплачивает компания, а не звонящий клиент, так что это повлечет дополнительные расходы. Зато так вы подтверждаете свою открытость, постоянную доступность и статус магазина, для которого нет территориальных границ.

ПОКУПАТЬ ИЛИ НЕ ПОКУПАТЬ?
Неоспоримым преимуществом интернет-шопинга есть и всегда будет экономия времени. По нынешним меркам очень важный плюс.

На втором месте — экономия денег. Товары в интернет-магазинах дешевле, нежели товары в магазинах обычных. Это объясняется отсутствием затрат на содержание торгового помещения, оплаты труда продавцов и прочих издержек. Поискав часок-другой, в Сети вполне реально найти эксклюзивную одежду, дефицитный товар или раритетную вещь. В интернет-магазинах тоже бывают сезонные распродажи и накопительные скидки. Безусловно, выигрывают покупатели, живущие в мегаполисах, — им, как правило, товар из отечественных интернет-магазинов доставляется бесплатно, а сама доставка может занять несколько часов.

Минус онлайн-шопинга — риск. Не факт, что вы не нарветесь на мошенников и не «подарите» им деньги. Не факт, что товар доставят вовремя, что вы получите именно тот товар, который заказали. Существует также риск повреждения заказа при транспортировке, потери посылки и т. д. Но ведь обмануть могут и в офлайне.


ЦИФРА
Сумма чека в виртуальном магазине одежды и обуви Новосибирска в среднем составляет около 4,4 тысячи рублей