USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Школа сообщества неравнодушных

Николай ЕРОХИН
«Проект хорош, но надо доработать». Фото Николая ЕРОХИНА
«Проект хорош, но надо доработать». Фото Николая ЕРОХИНА

На берегу озера Яркуль в Купинском районе прошел областной проектно-аналитический семинар «Молодежные проекты на сельских территориях», более известный под названием «Добрая школа». На базу отдыха в селе Мальково, где уже третий раз проходил семинар, прибыли активисты не только из районов Новосибирской области, но и гости из Казахстана.

«Добрая школа» — совместное детище Марины Соболевской, директора Купинского районного молодежного центра, и Ольги Юстус, главного специалиста информационно-консультационного отдела районной администрации. Они привлекли к проекту настоящих профессионалов: директора автономной некоммерческой организации «Центр образовательных технологий ИВЭН» Наталью Иванову и специалиста в сфере социального проектирования и управления проектами Владимира Кривенкова, которые проводили обучение участников «Доброй школы».

Организаторы отметили, что если еще год назад на семинар приезжали, что называется, налегке, то в этом году практически каждый участник привез заготовку проекта. Изначально на участие в семинаре был заявлен 41 проект, однако в итоге участники осмелились представить на кастинг только 17. По результатам голосования, на котором голос участника приравнивался к одному баллу, а голос тьютора (тренера) — к трем, конкурсный отбор прошли восемь изложенных на бумаге идей.

Все проекты — социально значимые: один направлен на то, чтобы научить людей свободно танцевать, другой поможет освоить сельским жителям иностранные языки. Есть проекты, ставящие целью реконструировать памятник землякам, погибшим в Великой Отечественной войне, открыть музей истории села или разбить парк отдыха. Всего лишь за три дня участникам школы предстояло научиться очень многому: самостоятельно выявлять значимые ресурсы территорий, формулировать идею и концепцию, цель и задачи проекта, привлекать партнеров, формировать команду. В процессе работы идеи видоизменялись, совершенствовались, появлялось несколько вариантов решений, из них отбирались и доводились до ума наиболее оптимальные. Было и такое, что интерес к проекту угасал, и команда переходила к другой теме. Так или иначе, но все успешно справились с задачей. Пусть даже не все проекты получили одобрение строгого жюри — полученные знания не пропадут даром, помогут доработать уже существующие и новые идеи.

В планах организаторов — продлить работу семинара до четырех дней, включить в ее деятельность школу тьюторов, различные дополнительные тренинги, возможно — проектный конвейер. Организаторы получили предложения провести подобные семинары в Кемеровской области и Казахстане. Радует, что у людей появляется интерес к проектной деятельности, она развивается и расширяется. В общем, перефразировав Архимеда, можно сказать: «Дайте мне хороший проект, и я переверну если не мир, то уж сельскую территорию точно».

ДОСЛОВНО
Ольга КЛИМЕНКО, директор школы, Чистоозёрный район:
— Проекты для меня — дело знакомое. Я пять лет работаю директором школы, и на различных областных курсах нас обучают их составлять. Но одно состояние, когда сидишь в кабинетных стенах, и совсем другое, когда находишься на природе: здесь даже дышится по-иному. Много значит временной ресурс. Когда проектом занят не два-три часа, а трое суток подряд, то и голова перестраивается на другой, полноценный режим работы.

Маргарита ПОНЬКИНА, директор Дома культуры села 1-я Петропавловка, Венгеровский район:
— Когда я приехала в «Добрую школу», у меня уже был план проекта по созданию парка в нашем селе. Но моя разработка не прошла конкурсный отбор еще в начале семинара, поэтому я влилась в группу, которая занималась темой обустройства зоны отдыха на берегу лечебного озера. В процессе работы держатель проекта потерял к нему интерес, и в качестве замены предложили мою разработку. Я засомневалась, хватит ли времени на работу? Но тренеры сказали, что проект — это в первую очередь энергия, и если она есть, то дело будет продвигаться. Наша команда за полдня проделала двухдневную работу, словно второе дыхание открылось. В итоге мы защитились на отлично!

Наталья ИВАНОВА, тренер семинара:
— В этом году по сравнению с прошлыми на семинар приехало больше тех, кто влияет на деятельность других людей: педагоги, работники администраций, культуры. С одной стороны, это плюс, но с другой стороны, это создает определенные сложности. Очень непросто перестроиться из позиции обучающего в роль обучаемого. Однако как только это происходит, сразу резко возрастает продуктивность. Например, во второй день занятий группы работали тринадцать часов, и энергии к концу дня было значительно больше, чем с утра.

Фотографии статьи
Впереди — работа над проектами. Фото Николая ЕРОХИНА