USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Так близко, так далеко

Татьяна ШИПИЛОВА
Писатель Сергей Трахимёнок и кинооператор Борис Травкин были друзьями Николая Самохина, они и сняли фильм о нем. Фото Татьяны ШИПИЛОВОЙ
Писатель Сергей Трахимёнок и кинооператор Борис Травкин были друзьями Николая Самохина, они и сняли фильм о нем. Фото Татьяны ШИПИЛОВОЙ

Первый документальный фильм о Николае Самохине стал данью памяти известному прозаику и долгожданной встречей почитателей его таланта с любимым писателем

Презентация первого документального фильма о выдающемся новосибирском прозаике Николае Самохине в областной научной библиотеке собрала небольшую аудиторию. Но никто, в том числе автор сценария писатель Сергей Трахимёнок и оператор Борис Травкин, тому не опечалились. Во-первых, потому, что заполнили камерное пространство конференц-зала самые близкие по духу люди — родные, друзья, коллеги, во-вторых, оттого, что это был принцип самого Николая Самохина: он не видел повода для огорчения, когда на творческой встрече с ним аудитория не была набита битком. Говорил: «Если даже придет один читатель, я с удовольствием с ним пообщаюсь…»

Шесть лет дружбы с Николаем Яковлевичем, а это были его последние годы, по словам Трахимёнка, тогда начинающего писателя, дали ему очень много в понимании глубинной сути творчества, отношения к профессии, как изнутри, так извне. Например, Самохин учил прислушиваться в литературной работе только к своему внутреннему голосу, «не верить редакторам и критикам». Совет весьма полезный, констатирует теперь Трахимёнок, но сам Самохин им не пользовался: огорчался, переживал, когда его тексты не верно истолковывали или приписывали ему то, о чем он ни сном ни духом не помышлял. А такое противостояние было всегда, потому как числился он сатириком, и это напрягало власть и ее защитников-добровольцев априори. Это застилало им глаза, не давая увидеть, что автор не «подрывает устои», а своим зорким глазом и остроумным языком, напротив, пытается очистить эти самые устои — устои доброты, нравственности — от налипших ракушек обывательщины, тщеславия, корыстолюбия и прочего.

Именно этот не поверхностный, а мировоззренческий конфликт и стал причиной его ухода из жизни в 1989 году. Перестройка, как и во многих других, породила в Самохине ожидание «социализма с человеческим лицом». Как комментирует Сергей Трахимёнок в закадровом тексте фильма, Самохин всегда был ориентирован на духовные ценности и поэтому поверил, что в наступившие времена «общество перестанет гримасничать и примет выражение лица, с которым на плакатах 70-х изображали строителей коммунизма».

Но перестройка не стала торжеством нравственности и справедливости. Осознание неоднозначности произошедшего вылилось в стихи:

Пора достойно умереть,
Пора нам умереть
достойно —
Не ждать, когда
благопристойно
Нас отпоет
оркестра медь.
Наш бой проигран —
и шабаш! —
Хоть мы все время
наступали.
Да не туда коней
мы гнали —
Промашку дал
фельдмаршал наш.
Не тех в капусту
посекли,
Совсем не тем
кровя пущали,
Гремели не по тем
пищали
И слезы не у тех текли.
И вот — лишь дым...
Не очагов —
Дым бесталанных
тех сражений.
В нем — только наши
отраженья,
И нет — иль не было? —
врагов…


…Фильм этот делать было непросто, и не в последнюю очередь потому, что нет кадров ни кино-, ни видеосъемки писателя. Таким образом аукнулось неприятие «официозом» творчества Самохина. В одном из выпусков документального альманаха «Сибирь на экране» запечатлены только его руки, принимавшие на встрече с сельскими тружениками традиционные хлеб-соль. Самого же почетного гостя (а читатели Самохина любили за книги, за интеллигентный юмор и неподдельную благородную простоту в общении) оставить в кадрах кинохроники негласная цензура посчитала излишним.

Поэтому в картине, которую авторы назвали «Уроки физиогномики», первые зрители увидели только фотографии Самохина, рисунки к его произведениям (причем сделанные специально для съемок), услышали его прозу и авторский текст Сергея Трахимёнка. Но впечатление на зрителей фильм произвел сильное. Это была встреча с родным по духу и мировосприятию человеком. Встреча яркая, долгожданная. Как сказала в её завершение известный новосибирский режиссер-документалист Элла Давлетшина, пусть художественные приемы этой ленты и традиционны, но главное сказано очень проникновенно. Зрителям нужен этот фильм, как по-прежнему нужны умные книги Николая Самохина.

НАША СПРАВКА
Автор сценария Сергей Трахимёнок родился в 1950 году в Карасуке. Окончил Свердловский юридический институт и Высшие курсы КГБ. Автор 23 книг. Член Союза писателей России и Белоруссии. Доктор юридических наук, профессор Белорусской академии МВД. Живет в Минске.

Фотографии статьи
Николай Самохин, 80-е годы. Фото из архива Новосибирской писательской организации