USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Губит человека не дорога. Губит человека человек

Ася ШУМИЛОВА
Проблема безопасности сибирских дорог затрагивает интересы каждого жителя области. Фото Михаила ПЕРМИНА
Проблема безопасности сибирских дорог затрагивает интересы каждого жителя области. Фото Михаила ПЕРМИНА

Чтобы снизить аварийность на дорогах, региональная власть готова принять самые жесткие меры

Количество жертв ДТП на дорогах Новосибирской области за полгода перевалило за тысячу. Как снизить аварийность? Горячий вопрос стал поводом для очередного «Разговора с губернатором» в прямом эфире канала ОТС. Диалог в новом формате — с участием общественников и представителей ГИБДД — собрал у экранов самую широкую аудиторию телезрителей за всю историю программы.

Площадкой для обсуждения стал мобильный офис электронного правительства на площади Ленина. Становится традицией обсуждать злободневные и социально значимые темы вне стен кабинетов, большого и малого залов правительства, с привлечением как можно большего числа участников. Это говорит не только о том, что власть готова обсуждать свои решения с общественностью, но и о том, что общество со своей стороны должно активнее участвовать в решении насущных проблем.

Опасная диспропорция
Можно ли стабилизировать ситуацию, сложившуюся на дорогах региона? По мнению представителей ГИБДД, можно, если каждый участник дорожного движения, будь то водитель или пешеход, станет более ответственно относиться к поведению на дороге.

— Одна из основных задач комиссии по безопасности дорожного движения — создать в регионе условия для предотвращения аварийных ситуаций, — подчеркнул губернатор Василий ЮРЧЕНКО. — Специалисты ГИБДД систематически предлагают жителям региона участвовать в различных акциях по безопасности дорожного движения. Конечно, все проекты получают поддержку правительства региона. Напомню, что у нас второй год реализуется долгосрочная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок на автомобильных дорогах Новосибирской области на 2011 — 2014 годы», мероприятия которой направлены на улучшение сложившейся ситуации.

Как отметил начальник управления ГИБДД по Новосибирской области Сергей ШТЕЛЬМАХ, зарегистрированная в прошлом году тенденция роста аварийности на дорогах напрямую связана с сокращением личного состава ГИБДД и увеличением автомобильного парка. За полгода количество машин, колесящих по дорогам области, возросло на 30 тысяч единиц. Сегодня на учете в ГИБДД стоит миллион транспортных средств.

— Еженедельно сотрудники автоинспекции задерживают более 500 водителей в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, — подчеркнул глава региона. — На мой взгляд, масштаб бедствия огромен. Поэтому нам не обойтись без участия общественности в профилактике и предотвращении пьянства за рулем. Пьяный за рулем — преступник, об этом надо помнить всем и всегда. А к нарушителям следует применять самые строгие меры.

Учи правила с пеленок
По мнению представителей общественных организаций, проблему злостного нарушения правил дорожного движения необходимо решать на уровне подготовки водителей. Именно автошкола обязана сформировать у человека навыки и умения вождения транспортного средства, а также культуру поведения на дороге.

Председатель правления областной ассоциации автошкол Дмитрий СИДОРОВ утверждает, что большинство автошкол региона готовят исключительно квалифицированных и ответственных водителей. Если в прошлом году на дороги области выехали 43 тысячи выпускников, то в нынешнем году их будет уже более 50 тысяч.

Проблема регионального масштаба — дефицит кадров, в частности, мастеров производственного обучения.

По инициативе ассоциации автошкол совместно с учебно-методическим центром проводится добровольная общественная аттестация и переподготовка мастеров производственного обучения. Переподготовку уже прошел 141 человек — это примерно четвертая часть от числа тех, кто на дорогах области обучает азам вождения будущих водителей. Специалисты ассоциации готовят обращение в правительство Новосибирской области с просьбой сделать аттестацию и переподготовку персонала обязательной для всех автошкол.

Как отметил директор Новосибирского детского автогородка Виталий КРАМАРОВ, воспитывать потенциальных водителей надо с пеленок. В последние годы возраст постоянных посетителей автогородка колеблется от двух до десяти лет. Езда на транспортных средствах по улицам автогородка для ребятишек не просто забава — это первые элементарные навыки вождения: перекрестки, светофоры, пешеходные переходы — все как в реальной жизни. И ДТП случаются, только, к счастью, без печальных исходов.

— Подобные площадки необходимы, — подчеркнул губернатор. — Недавно я дал поручение муниципалитету создать аналогичный детский автогородок в Ленинском районе, а также мини-автогородки в районах области.

Жестко постелешь — ровнее поедешь
«Каждый день на российских дорогах по вине взрослых гибнут пятеро детей. Если по твоей вине погибнет ребенок, как будешь жить ты?» Эти слова из социального ролика, а также вид крохотного детского ботиночка, лежащего на пешеходной зебре, способны всколыхнуть даже самую черствую душу. Новосибирский режиссер Петр ДИКАРЕВ уверен, что на водительскую аудиторию надо воздействовать именно видеорядом, сопровождаемым жестким, хлестким, метким словом. Недавно его ролики в качестве эксперимента показали посетителям придорожных кафе на трассе близ Мошково. Водители-дальнобойщики после просмотра говорили: «Это шок! Будем ездить медленнее!»

Теперь, чтобы вскрыть психологию потенциальных нарушителей, режиссер намерен обратиться к документальному кино, в основу сюжетов которого будут положены самые резонансные ДТП.

Дороги, которые мы выбираем
Немалую роль в создании безопасной дорожной обстановки играет качество дорожного покрытия. Когда сибирские магистрали станут соответствовать европейским стандартам? Губернатор утверждает: в ближайшие два-три года дороги станут лучше.

В частности, на федеральной трассе М-53 проводится капитальный ремонт на 15-километровом участке, 25 километров дороги реконструируются в плановом порядке. Эта трасса должна соответствовать первой категории (пример — Северный обход).

Сегодня ведутся переговоры с Министерством транспорта РФ по поводу увеличения объемов финансирования капитального ремонта и строительства дорог в Новосибирской области. А с 2015 года федеральные и региональные трассы должны содержаться только по нормативам.

Пассажир — не каскадер
Помимо дорожных проблем, особую обеспокоенность специалистов вызывает качество пассажирских перевозок. Более 90 процентов нареканий от пассажиров приходится на новосибирский транспорт.

По мнению губернатора, причины зачастую кроются в отсутствии опыта организации пассажирских перевозок у тех, кто предоставляет подобные услуги, ведь иметь транспортное средство — это еще не значит, что можно выезжать на маршрут и тем более перевозить пассажиров. С подобными фактами приходится бороться всеми возможными методами. Так, в ближайшее время будет пересмотрена система организации пассажирских перевозок в Новосибирске. Необходимо искоренить дублирование маршрутов и их неэффективное распределение по улично-дорожной сети.

Директор АТП Купино Сергей КАЛЮЖНЫЙ, говоря о проблемах пассажирского транспорта, подтвердил, что самая злободневная — это старение транспортных средств. Несколько лет назад, благодаря финансовой поддержке из областного и федерального бюджетов, предприятием были приобретены автобусы, которые эксплуатируются на муниципальных маршрутах. Сегодня сложная ситуация складывается на междугородних рейсах, где парк автобусов серьезно изношен. Так как автобусы, осуществляющие междугородние перевозки, — техника дорогостоящая, перевозчик самостоятельно не в состоянии обновить парк, а из-за этого страдают пассажиры, которые, садясь в автобус, должны быть уверены в успешном исходе своего вояжа, а не становиться каскадерами-заложниками.

Парковка под солнцем
По данным соцопросов, 17 процентов жителей областного центра волнуют проблемы наличия парковок. Нехватка парковочных мест особенно актуальна для Новосибирска. Их отсутствие приводит к систематическим нарушениям со стороны автовладельцев, которые оставляют своих железных коней на клумбах и тротуарах. Муниципалитет ведет активную работу по созданию новых парковок и парковочных карманов во дворах, но этого все равно недостаточно.

Есть случаи, когда владельцы парковок вынуждают автомобилистов приобретать у них абонементы на обслуживание в течение месяца, при этом не разрешая оставлять на парковке машину на два-три часа. Результат — пустые парковочные места, а машины по-прежнему на газонах.

Ежедневно в Новосибирске более 100 автомобилей вывозится на штрафстоянки. Размер штрафа для нарушителей парковки увеличен в несколько раз. Но специалисты уверены, что только «кнутом» проблему не решить, в качестве «пряника» необходимо строить новые парковки и создавать комфортные условия для автовладельцев, тогда нарушений будет меньше.

В заключение передачи участники обсуждения пришли к единодушному выводу. Сделать дороги области полностью безопасными исключительно программными мероприятиями, конечно, невозможно. Необходимо, чтобы каждый человек, будь то водитель или пешеход, был в ответе за жизнь, свою и окружающих.

СПРАВКА
Специалисты подсчитали, что самым «богатым» на аварии днем недели стало воскресенье. Наибольшее количество аварий произошло в Ленинском районе Новосибирска (105 ДТП) и в Новосибирском районе (77). С наступлением летних месяцев в регионе значительно возросло количество ДТП с участием мотоциклов и мопедов.

ФАКТ
По статистике, за шесть месяцев 2012 года в нашей области произошло 1 075 ДТП, 183 человека погибли, 1 274 получили травмы различной степени тяжести. Количество погибших увеличилось на 37 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.