Как растут сибирские «апельсинчики»
Конкурсы детского творчества — это в первую очередь стимул для дальнейшей работы ребенка над собой
Меньше месяца осталось школьникам на отдых перед учебным годом. В сентябре они вновь отправятся за знаниями и оценками. Но некоторые ученики не перестают получать свои главные оценки и летом. Потому что летом проходят многочисленные фестивали и творческие конкурсы, не говоря уже о специальных сменах в детских оздоровительных лагерях. Свое мнение об элементе соревновательности в творческом воспитании детей высказали педагоги и сами юные таланты.
Счастье — когда тебя понимают
Любой конкурс и победы в нем поднимают престиж школы. Чего уж скрывать, все эти дипломы и медали — приманка для родителей, услада их самолюбия. Пусть их чадо и не было причастно к добыче наград, зато учится в прославленной школе, танцует в известном коллективе или поет у известного педагога. А значит, и личный результат не за горами, — надеются родители. А бывает ли готова мама, не ставшая балериной, к тому, что дочке невыносимо больно и не нравится тянуть носок в танцклассе? И найдутся ли верные слова для сына, который не стал лучшим певцом, а только вторым?
По словам психолога Анастасии Гареевой, ситуацию соперничества любой ребенок переживает еще в дошкольном возрасте, даже если не посещает какие-либо образовательные учреждения. То, как он сможет в дальнейшем справляться с соревнованием, во многом зависит и от родителей.
Главная проблема, которую выявляют творческие конкурсы, — это то, что одаренность не всегда подразумевает волю к победе. Хотя она является важным элементом любого состязания. И здесь отказ не является выходом. Поэтому подходить к таким мероприятиям нужно предельно ответственно: ребенок не должен становиться средством для удовлетворения нереализованных желаний родителей в достижении успеха и славы. Анастасия Гареева объясняет: «На плечи такого ребенка ложится большая нагрузка, происходит отчуждение от собственных желаний, собственного Я, а это чревато серьезными психологическими проблемами в будущем, вплоть до нарцистического личностного расстройства и нарушения идентичности. Поэтому и с детьми, и с родителями, и с педагогами непременно должен работать психолог. Внутренний мир каждого маленького конкурсанта непременно должен быть понятым».
Поднять планку
Воспитанники новосибирской детской школы искусств № 25 за прошедший учебный год участвовали в пяти международных, шести всероссийских, четырех региональных и семи областных конкурсах.
— Конечно, участие и победы — это показатель успешности учеников, который важен для престижа школы, — комментирует заместитель директора по воспитательной и культурно-просветительской работе Наталья Казакова. — Но в первую очередь конкурс — это стимул для дальнейшей работы ребенка над собой. На таких мероприятиях он понимает, что такое конкуренция, учится ставить цели и добиваться их собственным трудом. Творческие конкурсы расширяют кругозор и повышают самооценку. В ДШИ № 25 постоянно проводятся внутришкольные конкурсы — отборочные этапы к выступлениям на более высоком уровне. Педагог отметила, что дети, не достигнув желаемого результата, задумываются о том, как стать лучше, повышают свою планку. Безусловно, случается и недовольство судейством, однако в большинстве случаев жюри — непререкаемый авторитет для ребят.
Благородной цели — такие же средства
Руководители вокального ансамбля «Апельсинчик» Владимир и Светлана Дик не ставят своей целью воспитать великих музыкантов. Это уже как получится. Главное — воспитать достойных людей, которые могут справляться с жизненными трудностями. Музыка для этого прекрасное средство, хоть и кажется слишком нежным человеку непосвященному. А зря. Недаром столько внимания «Апельсинчик» уделяет международным конкурсам, даже в ущерб концертным выступлениям. В середине июля ансамбль вернулся из США, где в Цинциннати завершились VII Всемирные хоровые встречи. Девяти нашим девочкам там пришлось соревноваться с 36 настоящими хорами, в каждом из которых минимум 20 исполнителей. Кроме того, выступали они первыми, и судьи традиционно «придержали» оценки. Но юные вокалистки стали одним из шести коллективов, получивших награды, причем сибирячкам достались серебряные медали. Кстати, для «Апельсинчика» не первые.
Целеустремленные 11 — 12-летние певицы уже прекрасно понимают, что такое последовательная профессиональная работа и награда за нее. Юля Снегирёва и Катя Лихачёва объясняют мне, что пение для них — на первом месте. Они скорее в очередной раз пойдут извиняться перед школьными учителями за невыученные уроки, чем опоздают на репетицию. Простую истину «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» здесь познают с трех, а то и с двух лет. Конкурс — это борьба, соревнование, когда надо выдать свой максимум.
На концертах, в отличие от конкурсов, публика совсем другая: они приходят наслаждаться, а не оценивать.
— В церкви (ансамбль, помимо конкурсных выступлений, дал концерты в Бруклинском театре Нью-Йорка и православной церкви Вашингтона. — М. К.) мы не очень хорошо спели, — рассказывает Юля. — Да, все хлопали и восхищались, но это больше из-за костюмов. Они и говорили, что мы как ангелы. А вот на конкурсе, когда мы закончили выступление, поняли, что это было на самом деле очень хорошо. Представляете, встал весь зал!..
— Даже старичок, сидевший в первом ряду. Видно, что ему очень тяжело, но все равно встал! — уточняет Катя. — А потом, когда пел другой коллектив, встала только половина зала...
Еще один «воспитательный плюс» международных конкурсов, по мнению Владимира Дика, — это осмысленность путешествия. Дети едут не ради забавы, не на шопинг. Знакомство с другими культурами полнее и богаче, когда у поездки присутствует такая благородная цель. Тому подтверждение — восторженные рассказы девочек про американские музеи: к примеру, они пожалели, что у них было мало времени рассмотреть чучело огромного слона и самый большой в мире кристалл.
Опора для таланта
А вот в аквапарке юным артистам пришлось справиться с некоторыми страхами — такие огромные там были волны! Но мамы подтолкнули, в итоге место страхов заняло ни с чем не сравнимое удовольствие. Или все-таки сравнимое? Ведь и на сцену их тоже подтолкнули мамы. Малыши 2 — 3 лет даже выступают поначалу не одни. Такие выступления, конечно, не отличаются высоким мастерством, как замечает Катя, но сцена постепенно становится привычной...
Быть своему ребенку опорой, если он талантлив, просто стремиться чего-то достичь или совсем нерешителен в выборе, — миссия и задача родителей. Поэтому, выбирая для него какое-то творческое занятие, помните: вы только предлагаете и готовы во всем поддержать. Никакой конкурс не способен объяснить ребенку, насколько он уникален. Это может сделать только мама.
ФАКТ
В районах и городах области в детских школах искусств обучаются более 28 тыс. детей. Охват детского населения области художественно-эстетическим образованием составляет более 12 %, это лучший показатель по Сибирскому федеральному округу.