Поляна чудес с автографом Малевича
Первый сибирский экофестиваль креативной деревянной архитектуры и лэнд-арта «Ёлки-Палки», прошедший в одном из новосибирских парков, обещает стать традиционным
Это было с нашей стороны не очень гуманно: разбудить визитом художников, которые, намахавшись в течение недели пилами, топорами, стамесками, накануне до позднего вечера демонстрировали публике свои произведения на официальном закрытии фестиваля. И хотя их палатка располагалась на свежем воздухе под сосновой кроной в парке «У моря Обского», напрашивалось сравнение: ох, и неделикатные люди пришли к творцам в мастерскую наутро после вернисажа, да еще, безусловно, банкета…
Однако встретили нас бодро и гостеприимно, а утреннее солнышко было лучшим экскурсоводом по огромной парковой поляне, расположенной несколько в стороне от основных прогулочных маршрутов. И посмотреть там было на что: семь дней подряд архитекторы, дизайнеры и художники из Красноярска и Новосибирска создавали здесь арт-объекты и конструкции из топляка, горбыля, веток и другого подручного материала, с оптимальным художественным эффектом вписывая их в ландшафт. Чтобы сделать это место привлекательным для отдыхающих в парке горожан и — что важно стратегически — заложить основу для последующих фестивалей.
Что в огне не горит
Но прежде чем говорить об экспозиции open-air — драматический пролог, к сожалению, в духе нашего времени. Как рассказали нам обитатели поляны, накануне, перед тем как художники взялись за инструменты, чтобы «деревянное в лесу заиграло», сюда было завезено два грузовика заранее приготовленного топляка — отшлифованных обской волной древесных стволов, корней, коряг и прочего. С рассветом должна была начаться работа. Но какие-то негодяи подожгли ночью «золотой запас» фестиваля. Художники бросились тушить вспыхнувшую вмиг древесину, вызвали подмогу, и четыре пожарных расчета едва справились с разгулявшимся в летнюю сушь огнем.
Утром уставшие и перемазанные копотью творцы со злым веселым азартом взялись за дело — вначале за расчистку территории, потом за созидание арт-объектов. Конечно, общая концепция выставки поменялась, и самым, пожалуй, впечатляющим из них (говорю как зритель) стала инсталляция архитектора Андрея Чернова и новосибирского художника Игоря Шерко из обугленных бревен под названием «Стадо». Волки не волки, черные кабаны, повернувшие свои тупые морды к морю, — воют не то на невидимую луну, не то на все светлое и ясное, как волна. А может, это чьи-то обугленные души не в силах вымычать миру свою пустоту? Буквалистике здесь не место, ибо лэнд-арт — направление не умозрительное, не лабораторное, а стопроцентно подпитываемое энергией живой природы. Кстати, художник Вячеслав Мизин вместе с координатором выставки Сергеем Самойленко, как они пояснили, также «гуманизировали» пожарище, превратив обугленные бревна и палки в огромные цветные карандаши.
Там чудеса, Wi-Fi там бродит
Диковинок здесь масса: красноярский художник Василий Слонов из найденного в парке ящика изоляционных катушек смастерил целое семейство разноцветных гусениц. Наталья Алексеева и Татьяна Волкова (группа «Арт-парк» и журнал «Современный интерьер») выстроили из отходов клееного бруса (а на фоне обугленных деревяшек он смотрится очень звонко и оптимистично) инсталляцию «Манхэттен». Особо позабавила нас стена специфического паркового здания с жизнерадостным народным граффити и «подлинной» подписью Казимира Малевича. А еще палатка с табличкой «Wi-Fi», где на самом деле стояли компьютер и монитор, поверхность которого была выполнена из сосновой дощечки с неочищенной корой. Честное слово, в нее хотелось вглядываться и, вполне возможно, неспешно, по-первобытному медитировать…
Действительно, обыкновенная поляна меж сосен, березок и кустарника, не очень обихоженная, с пологим уклоном к морю, благодаря фестивалю стала замечательным выставочным залом на открытом воздухе: здесь можно провести и полчаса, и час — самим улыбнуться-пофантазировать, поиграть с детьми вокруг разноцветных пней и карандашей, которые не поместятся ни в один школьный портфель…
— Вчера весь день так и было, и сегодня к обеду гуляющий по парку народ подтянется, — объясняет Сергей Самойленко. — Заместитель директора парка Сергей Алексеев как-то сразу наш замысел понял и поддержал. А поскольку первый блин получился вовсе не комом, думаем, что фестиваль станет ежегодным, постепенно расширяясь, приобретая все больший масштаб и прирастая смежными искусствами — музыкой, театром, кино. Каждый год новые объекты будут прибавляться к уже созданным, превращая парк культуры и отдыха в настоящий арт-парк, куда люди будут приезжать не только отдохнуть, но и посмотреть оригинальные сооружения и объекты, созданные российскими, а в будущем, надеемся, и зарубежными архитекторами и художниками.
СПРАВКА
Лэнд-арт (от англ. land art) — направление в искусстве, в котором создаваемое художником произведение неразрывно связано с природным ландшафтом. Работы лэнд-арта не являются по отношению к ландшафту внешними или привнесенными, последний используется скорее как форма и средство создания произведения. Иногда работы выполняются на открытом и даже удаленном от населенных мест пространстве, где оказываются предоставленными самим себе и действию природных сил.