Убрать городские барьеры
Что делается для того, чтобы жизнь инвалидов Новосибирской области стала полноценной?
Новосибирский метрополитен может потерять статус объекта, доступного для инвалидов. Об этом на заседании совета по делам инвалидов заявил губернатор Новосибирской области Василий Юрченко.
Дело в том, что швеллера, установленные на спусках в метро, как оказалось, вовсе не предназначались для людей с физическими ограничениями (ездить по ним в инвалидных креслах опасно из-за слишком крутого угла наклона и разницы в габаритах средств передвижения), а планировались для детских колясок и сумок на колесиках.
Необходимо создать современные безопасные средства доставки инвалидов на платформы, возможно, специальные лифты — подсказал глава области.
Кто нуждается в заботе
В регионе проживают более 200 тысяч инвалидов (7,5 процента от всех жителей), 2 167 из них могут передвигаться только с помощью колясок; людей с нарушением зрения у нас 3 618 и 4 950 — с недостатками слуха.
В Новосибирской области принято распоряжение правительства региона «О проведении мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфрастрктур». Как оно выполняется, что уже сделано и что еще предстоит сделать в этом направлении?
Создание условий доступности для инвалидов и маломобильных граждан, при которых они могут достойно учиться, работать, полноценно жить и заниматься творчеством, развивать способности, обеспечивать свои семьи, — одна из главных задач социальной политики нашей области, отметил министр социального развития Сергей Пыхтин.
Говорящие светофоры
В каждом муниципальном образовании проведена инвентаризация и паспортизация приоритетных социальных объектов по определению степени их доступности для маломобильных граждан. В общей сложности обследовано 5 186 объектов, 3 500 — наиболее востребованных — подлежат первоочередной адаптации.
В рамках областной целевой программы уже обустроены 569 объектов социальной инфраструктуры и жилого назначения.
На сегодняшний день, по данным министерства социального развития Новосибирской области, наиболее приспособленными для людей с ограниченными физическими возможностями признаны помещения, относящиеся к социальной защите населения (41 процент), наименее — к сфере образования (8,9 процента).
Что касается транспорта, то, по информации мэрии Новосибирска, на городских маршрутах сейчас работают 60 низкопольных автобусов, 12 из которых оснащены аппарелями (откидными ступенями для въезда коляски), и 52 троллейбуса повышенной комфортабельности. Салоны 485 (80 процентов от общего числа) муниципальных транспортных средств оборудованы автоматическими видеоинформаторами, 96 (20 процентов) — электронными маршрутными указателями «бегущая строка».
Из 364 светофоров Новосибирска — 70 (19 процентов) оборудованы звуковыми сигналами, в районах области таких установлено девять. Оборудованы парковочными местами со специальными знаками 153 стоянки возле административных и общественных зданий. Около торговых центров и продовольственных рынков создано частными организациями и предпринимателями 350 парковочных мест.
Данные проведенного мониторинга стали основанием для долгосрочной целевой программы «Доступная среда для инвалидов Новосибирской области на 2012 — 2015 годы».
В рамках программы предусмотрено финансирование мероприятий по формированию безбарьерной среды для инвалидов на сумму свыше 125,3 млн рублей. Это позволит обустроить 1 206 объектов социальной инфраструктуры, 193 тактильных пешеходных перехода, оборудовать 108 автобусов специальными устройствами для объявления остановок, снабдить подъемными устройствами реабилитационные учреждения.
Укрыться в случае пожара
Павел Зиновьев, директор государственного бюджетного учреждения «Государственная вневедомственная экспертиза» Новосибирской области, отметил, что сейчас в зданиях устанавливаются лифты с грузоподъемностью в 630 кг, размеры кабин которых позволяют транспортировать граждан на медицинских носилках. На входах в любые, особенно общественные помещения, устанавливают специальные двери, предназначенные для въезда на колясках; пороги на путях движения инвалидов не поднимают более чем на 25 мм.
По пожарным нормам в магазинах и стадионах проектируют специальные пути отстоя для инвалидов во время пожара, так как они не смогут быстро эвакуироваться.
Начальник инспекции государственного строительного надзора Валерий Анищенко предложил к завершению реконструкции городской филармонии, внутри которой соблюдены все условия для инвалидов, сразу же оборудовать и удобный путь от остановки общественного транспорта до концертного зала.
Виктор Семенко, председатель Новосибирской региональной общественной организации инвалидов «Центр независимой жизни «Финист», рассказал, что, согласно недавно проведенному опросу колясочников о приоритетах в обустройстве окружающей среды, они назвали главным оборудование подходов к жилым домам. Если человек не может нормально выйти из квартиры — все остальное становится малоэффективным. Неплохо бы было, по его мнению, переселять инвалидов и их семьи в новые, уже полностью оборудованные дома, а не реконструировать с большими затратами старые.
Привлекать инвалидов
Серьезная проблема, которую отмечают, по словам Виктора Семенко, маломобильные граждане, — отсутствие парковочных мест на стоянках возле магазинов и во дворах. А если они есть, то заняты (несмотря на солидные штрафы — от 3 до 5 тысяч рублей) другими автомобилистами.
Улицы и дороги Новосибирска уже достаточно приспособлены для передвижения людей с физическими ограничениями, но пандусы, к примеру, часто не соответствуют нормам безопасности. Ни на одном пешеходном переходе у нас нет тактильных плиток, позволяющих ориентироваться незрячим людям, а это приводит к травмам. Последний пример — случай в метро, когда инвалид с нарушением зрения упал на рельсы (самого страшного не произошло: все обошлось ушибом позвоночника).
Комментируя высказанные предложения, губернатор Василий Юрченко подчеркнул значимость привлечения инвалидов в качестве экспертов для контроля над реализацией мероприятий по формированию доступной среды, поскольку никто лучше их самих не знает потребностей и не может оценивать эффективность принимаемых мер.
— Уверен, что ряд вопросов должны решаться с опережением сроков, обозначенных в программе, в частности, обеспечение доступности новосибирского метрополитена для маломобильных граждан. Необходимо активнее вовлекать в процесс формирования доступной среды и бизнес, — отметил он.
Глава региона также потребовал ускорить разработку и принятие нормативных документов, определяющих круг лиц, имеющих право привлекать к ответственности граждан, нарушающих права инвалидов.