USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Алексей БЕСПАЛИКОВ: «Удочка дороже рыбы»

Марианна ДАНИЛОВА
«О доступности и легкости получения госуслуг через Интернет я говорю с уверенностью, потому что сам постоянно пользуюсь этими возможностями». Фото Михаила ПЕРМИНА
«О доступности и легкости получения госуслуг через Интернет я говорю с уверенностью, потому что сам постоянно пользуюсь этими возможностями». Фото Михаила ПЕРМИНА

Завершился очередной сезон работы верхней палаты Российского парламента — Совета Федерации Федерального Собрания. Этот период был отмечен знаковыми событиями не только для сената, но и для всей страны. В их числе — выборы президента.

Какие рассматриваемые вопросы стали наиболее запоминающимися и интересными? Об этом сегодня мы говорим с представителем правительства Новосибирской области в Совете Федерации Алексеем БЕСПАЛИКОВЫМ.

Картошка вместо выборов
— Алексей Акимович, расскажите об итогах работы Совета Федерации в весеннюю сессию. Чем запомнился этот сезон?

— Несмотря на то что данный период называется весенней сессией, работать мы начинаем с января. За это время принято много законов, которые модернизировали политическую систему государства. Внесены серьезные изменения, сработавшие на демократизацию власти.

Точку в своей работе в этом сезоне Совет Федерации поставил непринятием закона о единой дате проведения выборов. Назначать выборы на второе воскресенье сентября мы как представители регионов посчитали неправильным. Во-первых, в этом случае избирательная кампания и выдвижение кандидатов должны были бы начаться уже сейчас. Во-вторых, поскольку большинство избирательных участков находится в школах, а в избирательных комиссиях работают учителя, пришлось бы задерживать отпуска педагогов. Кроме того, это время уборочной кампании, на середину сентября обычно приходится и массовая копка картофеля. Как человек, копающий картошку, могу точно сказать: вернувшись с поля, люди вряд ли переоденутся и пойдут голосовать.

Поэтому Совет Федерации предложил оставить два дня для проведения выборов — вторые воскресенья марта и октября. Тем более что по избирательному законодательству для этого есть еще одна причина — в день выборов не может выдаваться больше четырех избирательных бюллетеней. Мы избираем президента страны, губернаторов. Для избрания депутатов Законодательных собраний в некоторых областях нужно сразу два бюллетеня — для кандидатов по одномандатным округам и по партийным спискам. Также выборные должности — глава местного самоуправления, глава сельсовета, глава района и районный депутат. Всего получается восемь бюллетеней, которые лучше бы разделить на два выборных дня.

К тому же политическая система для партий теперь облегчена — им проще зарегистрироваться, все партии имеют право участвовать в выборах. Сегодня зарегистрировано более 30 партий, не исключено, что к следующим крупным выборам своих кандидатов, к примеру, на пост президента страны пожелают выдвинуть сто партий — попробуй, разберись в этом многообразии даже в одном бюллетене. Люди могут просто запутаться — этого допустить нельзя.

Отчитаться готов
— Проект закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» — часть масштабной реформы системы органов государственной власти в нашей стране. Какова его суть?

— Этот важнейший для нас законопроект мы готовили всю весеннюю сессию. Он регламентирует статус, выборность членов верхней палаты Российского парламента.

От каждого субъекта по-прежнему будет по два сенатора. Один будет являться представителем губернатора и избираться вместе с ним. Каждый кандидат на губернаторское кресло должен представить по три своих кандидата в сенаторы. Попадет в Совет Федерации тот кандидат победившего губернатора, который наберет большее количество голосов.

Второго сенатора выдвигает Законодательное собрание региона, и он фактически будет проходить двойную проверку выборами. Голосуя за своих депутатов, избиратели должны будут понимать, что любой из кандидатов может стать сенатором от регионального парламента. На первой сессии нового созыва законодателей региона избранные депутаты будут избирать из своего состава представителя в Совет Федерации.

Кроме того, по новому закону человек, который становится сенатором, должен прожить на территории области не менее пяти лет. Это требование поможет очистить Совет Федерации от случайных людей.

Обязательной становится отчетность сенаторов перед населением, губернатором и законодательным органом региона. И, хотя закон еще не принят, лично у меня такой отчет уже готов.

Президент страны одобрил данный законопроект с одной поправкой. Мы предлагали сделать возрастную планку для сенаторов — не моложе 35 лет. Владимир Путин снизил ее до 21 года. Своих кандидатов будут выдвигать сами территории, так что в Совет Федерации будут попадать только достойные, опытные люди, которые хорошо знают свои регионы и готовы защищать их интересы.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко постоянно напоминает нам: «В первую очередь вы представляете регион. Я за то, чтобы ни один из вас не голосовал против воли региона». Это очень правильная позиция.

Доступность в кубе
— Алексей Акимович, по вашему мнению, отражается ли на работе власти возросшая в последние годы гражданская активность? В нашей области одним из показательных примеров этого стала совместная работа власти и оппозиционной организации при сборе помощи пострадавшим на Кубани. Почувствовалось ли это в работе Совета Федерации?

— Очевидно, что общественная жизнь сегодня изменяется в конструктивную сторону. Субъекты федерации даже стали наделять общественные организации некоторыми полномочиями. К примеру, по контролю за распределением путевок в детские сады или земельных участков. Помощь пострадавшим сегодня тоже идет через общественников — это более эффективно, и некоммерческим организациям в этом плане нужно больше доверять. Думаю, в направлении оказания помощи малоимущим активность общественных организаций должна усиливаться, развиваться и поддерживаться властью — только государственный бюджет не справится с этим.

Государственная власть, со своей стороны, также стала более доступной и прозрачной. Один из современных символов этого — стеклянный куб, который появился у нас на площади Ленина. Это прозрачное двухэтажное стеклянное сооружение — мобильный офис электронного правительства, созданный для пропаганды электронных государственных услуг.

Но здесь возникает другая проблема — наше население, особенно пожилого возраста, еще не в достаточной степени умеет пользоваться возможностями информационных технологий. Ведь на самом деле при помощи персонального компьютера можно сделать очень многое — узнать, как формируются тарифы ЖКХ, без очередей и проволочек получить загранпаспорт или нужную справку, оформить земельный участок, внести квартплату и многое другое. О доступности и легкости получения госуслуг через Интернет я говорю с уверенностью, потому что сам постоянно пользуюсь этими возможностями.

Цена самостоятельности
— К нам в редакцию нередко обращаются люди, которые избрали главу сельсовета, а теперь недовольны его работой. Это неверный выбор самих граждан или просчет кандидата? Возможно, в управлении муниципального уровня назрела необходимость перемен?

— В больших муниципальных образованиях с серьезной налоговой базой есть заинтересованность в выборах со стороны кандидатов и есть из кого выбирать. В маленьких сельсоветах нередко сложно найти хотя бы одного кандидата на пост главы.

Еще одна проблема, когда два уровня власти на одной территории — глава райцентра и глава района — решают одни и те же проблемы. В Конституции прописано: все уровни муниципальной власти независимы друг от друга. В результате, если все основные доходы района сосредоточены в райцентре, нередки случаи непонимания двух ветвей местной власти.

Лично мое мнение — одна из них лишняя, нужно объединять функции главы района и мэра районного центра. Районный уровень должен представлять государственную власть, быть руководителем территориального департамента.

— Какова, по вашему мнению, наивысшая точка усиления роли регионов в политической, социально-экономической жизни страны?

— Наша главная задача — сделать так, чтобы людям хорошо жилось. Чем лучше работает законодательная и исполнительная власть, тем выше уровень жизни населения. А все это невозможно без развития экономики самого региона. Для этого нужно давать, как говорится, не рыбу, а удочку — создавать возможности для инвестиционного развития регионов. В нашем регионе такие возможности активно создаются и успешно реализуются. Это доказывает развитие Новосибирской области за последние 12 лет. Если в 2000 году консолидированный бюджет региона составлял 8 миллиардов рублей, то сегодня это уже без малого 100 миллиардов рублей.

ДОСЛОВНО
Алексей БЕСПАЛИКОВ:
— Если в 2000 году консолидированный бюджет региона составлял 8 миллиардов рублей, то сегодня это уже без малого 100 миллиардов рублей.