Талантам от поклонников
У крыльца театрального института жизнь била ключом. На длинной скамеечке — вперемешку таланты и поклонники. Те, кто пришел сегодня на третий тур творческого конкурса показаться приемной комиссии, и их верные болельщики — друзья, подруги и приятели. Вторые волновались заметно больше первых. Кто есть кто, легко можно было различить: соискатели — в черном трико, сочувствующие — в «гражданской одежде». Большая часть будущих звезд сцены репетировала, сочиняя группками заковыристые сценки, разминалась и даже распевалась, ведь поющий драматический актер — в театре ценность особая.
— Это заключительный этап творческих испытаний, — объясняет ректор Новосибирского государственного театрального института (НГТИ) Василий Кузин. — Курс по специальности «актер драматического театра и кино» набирает Павел Южаков. Мест в этом году немного, а конкурс приличный — примерно восемь человек на место. Было подано 154 заявления. Берем 17 актеров и четырех режиссеров драмы. Но это как получится — к режиссерам требования повышенные…
…Главного режиссера «Первого театра» Павла Южакова мы застали в окружении коллег — заслуженных артисток России Елены Ждановой и Светланы Галкиной, а также педагогов по пластике и сценической речи, что называется, при исполнении — в маленьком зальчике учебного театра они, то есть приемная комиссия, и он, председатель, так и сяк «вертели» абитуриентов: «Мы не поняли, что ты хочешь нам сказать? Вроде зовешь на помощь, но как-то неубедительно… Вот что означают эти жесты?» Ребята на крошечной сцене поддают жару, кто убедительно, кто нет — просто форсирует голос и начинает страшно вращать глазами, кто-то придумывает оригинальную фишку, и приемная комиссия, как самый доброжелательный зритель в театральном зале, дружно смеется.
— Сегодня мы давали ребятам серию заданий на темперамент и обаяние, — объясняет в перерыве Павел Южаков. — Задача приемной комиссии сейчас, на третьем, последнем, этапе творческого конкурса — раскрыть и увидеть в человеке то, что, может быть, он сам в себе не подозревает, то, что у него актерского, личностного заложено внутри. Поэтому мои коллеги его крутят по-разному, заставляя энергетически выплескиваться, играют с ним в какие-то игры: «А давай так, а попробуй этак!» Пытаются разглядеть в человеке обаяние — а оно на сцене крайне важно! — и темперамент, понять, как он ведет себя в экстремальных условиях. Но, как не крути, человек восемь останутся сегодня за бортом…
— Забегая вперед: ну ладно, поступили, выучились, а как у выпускников новосибирского театрального с трудоустройством?
— У нашего с Еленой Сергеевной Ждановой курса, который выпустился нынче, проблем не было, — говорит Южаков. — Одного взяли в «Красный факел», шестеро придут в «Первый театр», четверо пополнят труппу театра под руководством Сергея Афанасьева, трое поехали покорять Москву…
Да, все выпускники получили приглашение на работу, подтверждает ректор. С этой точки зрения в Новосибирске благополучная ситуация, пусть не все останутся здесь, кто-то поедет в Тюмень или другие сибирские города. Кстати, как пояснил Василий Иванович, на специальность «актер драматического театра» есть еще несколько внебюджетных мест. Осенью 14 человек будут приняты на заочное отделение. В сумме ежегодный бюджетный набор в НГТИ составляет до 50 мест.
О том, какое место занимает театральное дело в развитии социальной сферы региона, рассказала министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева: «Согласно недавно выработанной нашим ведомством и одобренной экспертным профессиональным сообществом концепции долгосрочного развития театрального дела в Новосибирской области, основная цель власти — создать все условия для того, чтобы театральная культура становилась все более доступной зрителю. Для этого, безусловно, должна укрепляться материально-техническая база существующих театров, совершенствоваться поддержка молодых актеров, режиссеров и драматургов».
В перспективе, по словам министра, создание профессиональных театров в городах областного подчинения, большое будущее по созданию новых театральных образований и строительству новых сценических площадок в сфере партнерства государственных и бизнес-структур.
СПРАВКА
В Новосибирской области действуют 18 профессиональных и 916 любительских театров. Ежегодно профессиональные театры показывают около 3 000 спектаклей для 900 тысяч зрителей. Бюджетное финансирование областных государственных и муниципальных театров увеличилось в 2008 — 2011 годах на 28,46 % и составляет 797,5 млн рублей.