Сергей ГАВРИЛОВ:«Важен не штраф, а результат»
Хотя не так быстро, как хотелось бы, но постепенно российский рынок все же приходит к общемировым стандартам. В частности, законодатели и органы власти прикладывают немало усилий, чтобы создать нормальную конкурентную среду и равные условия для всех предпринимателей. Однако сотрудникам антимонопольной службы работы хватает: нарушения встречаются сплошь и рядом. Об этом читателям «Советской Сибири» рассказывает руководитель Новосибирского управления Федеральной антимонопольной службы Сергей ГАВРИЛОВ.
Еще один шаг к прозрачности
— Сергей Григорьевич, как известно, в нынешнем году в антимонопольном законодательстве произошли значительные изменения. Чего же именно они коснулись?
— Это действительно так, новаций много, но, с моей точки зрения, так и должно быть: в нашем обществе происходят постоянные изменения, меняются условия, значит должно меняться и законодательство. Кстати, хочу отметить, что антимонопольное законодательство, пожалуй, самое сложное из всех существующих: грань, отделяющую законопослушное деяние от противоправного, порой очень сложно определить. Слишком много действий и доказательств нужно свести воедино для квалификации нарушения.
Что же касается новшеств, то в первую очередь стоит сказать: с 7 января нынешнего года в силу вступил Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ». Этот документ вносит немало изменений в действующее законодательство, все они важны, но мне бы хотелось отметить вот какой момент. Если раньше пристальное внимание было обращено законом на то, как органы власти различных уровней тратят государственные деньги, то теперь сделан следующий шаг — перед нами стоит задача отследить, как они распоряжаются государственными ресурсами.
Иначе говоря, если теперь орган власти пожелает сдать в аренду, к примеру, здание или участок земли или продать их, то он будет обязан это сделать через торги. Точно так же, как с госзакупками, только там государство покупает, а здесь отчуждает. Теперь чиновник своей властью не сможет сдать или продать ресурс «по знакомству». Через торги и только тому, кто даст максимальную цену. Все, что касается государственных денег и ресурсов, должно быть максимально прозрачным.
Играть надо по правилам
— А что говорит новый закон о естественных монополистах? Их деятельность тоже порой попадала в поле зрения антимонопольной службы.
— Вы правы. 10-я статья Федерального закона № 135-ФЗ как раз говорит о злоупотреблении доминирующим положением. Что имеется в виду? Возьмем электрические сети. Потребитель объективно не может воспользоваться услугами другого поставщика, даже если он и есть на рынке: нельзя проложить новые сети рядом с существующими. Или, скажем, провести другой газопровод. Хочешь не хочешь, обращайся именно в эту компанию. И бывает, что недобросовестные поставщики этим пользуются, отказывают потребителям в доступе к сетям, пока те не выполнят какие-либо условия, или завышают тарифы. Например, какой-нибудь завод снабжает теплом отдаленный микрорайон, и его жителям приходится платить гораздо больше, чем остальным горожанам. И деваться им некуда.
Новый закон запрещает подобные действия. Если такое нарушение будет выявлено, то нарушителю грозит штраф в размере от одного до пятнадцати процентов от оборота за весь предыдущий год. Я считаю, если предприятие занимает доминирующее положение, то оно должно, как говорится, играть по установленным правилам.
Карать или миловать?
— Кстати, о наказаниях. В начале беседы вы упомянули, что антимонопольное законодательство очень сложное. Может быть, кто-то нарушает его не из злого умысла, а просто по незнанию?
— Такое действительно случается сплошь и рядом. Ежегодно наше управление рассматривает около 700 жалоб о несоблюдении процедуры госзакупок, но около половины из них оказываются необоснованными. Либо такое нарушение: в каком-то районе надо построить участок дороги. Районная администрация хорошо знает некое предприятие, которое уже выполняло подобные заказы, причем выполняло хорошо, и поэтому хочет сотрудничать только с ним. Условия торгов формируются таким образом, чтобы торги гарантированно выиграло именно это предприятие. Вроде бы руководство района действует из благих побуждений, но, как ни крути, это нарушение закона.
А бывают случаи, и их немало, когда люди просто по незнанию неправильно готовят документы, допускают другие ошибки. Но ведь это тоже нарушение! Поэтому в вопросе наказаний нужно быть гибче. Возьмем, скажем, какие-нибудь районные электрические сети. Организация не слишком богатая. Допустила она нарушение, мы ее оштрафовали на 15 процентов от оборота — раз, другой, третий… Эти штрафы, вполне законные и обоснованные, могут просто разорить предприятие, и кому от этого станет лучше? Жителям района, которые лишатся электричества?
Поэтому меня очень радует, что новая редакция закона разрешает вместо штрафа выносить предупреждение. А еще больше меня радует, что эта мера работает. С начала года мы вынесли девять предупреждений, и во всех случаях наши предписания были исполнены, потребители получили услуги, конкурентная среда на рынке восстановлена. Нам ведь не штраф нужен, а результат. Если можно достигнуть его вынесением предупреждения, то это просто замечательно.
Черный список
— Много вопросов порой вызывает Федеральный закон № 94-ФЗ. Обращаются ли в антимонопольную службу с жалобами по этому поводу?
— Конечно, такие жалобы бывают. В этом случае наша главная задача — проследить, как используют органы власти всех уровней федеральные средства. Естественно, ФАС — далеко не единственная структура, которая это делает, есть еще Росфиннадзор, прокуратура, ФСБ. Мы же со своей стороны должны отслеживать, правильно ли размещен государственный заказ, соблюден ли принцип равных условий для всех потенциальных участников торгов, насколько прозрачна и доступна информация об аукционе.
Жалобы по поводу исполнения этого закона идут непрерывным потоком. Каждое подобное обращение мы обязаны рассмотреть в течение пяти дней, причем в первый день мы должны уведомить всех заинтересованных лиц и приостановить торги. Как и в случае с госзакупками, бывает много необоснованных жалоб, более того, иногда их подают специально, чтобы затянуть процесс. А иногда случается так, что сама жалоба признана необоснованной, но в процессе проверки, которую мы обязаны осуществить, вскрываются другие нарушения, и приходится аннулировать торги.
— Ни для кого не секрет, что порой компании, даже выиграв торги, ничего не делают, чтобы выполнить заказ. Можно ли как-то бороться с этим явлением?
— Можно и нужно! Если коротко, то сегодня идет работа над составлением реестра таких недобросовестных поставщиков товаров и услуг. В этот реестр только нашим управлением внесено около 120 компаний. На сайте Федеральной антимонопольной службы можно ознакомиться с этим черным списком. Предприятие, которое выиграло торги и уклонилось от заключения контракта, включается в реестр и в течение двух лет не имеет право принимать участие в торгах. И было бы правильным ввести ответственность для физических лиц — учредителей этих компаний. А то они закрывают одни фирмы, открывают новые и снова пытаются поживиться за счет государства. Я считаю, подобные меры позволят использовать бюджетные деньги гораздо эффективнее.
БЛИЦ - ИНТЕРВЬЮ
— Какое событие последнего времени произвело на вас наиболее сильное впечатление?
— Трагедия, произошедшая на Кубани. Это печальное событие показало единение нации. И то, что россияне совместно пытаются преодолеть беду, говорит о том, что у нашей страны есть будущее.
— Какие качества вы больше всего цените в людях?
— Порядочность, исполнительность, готовность выполнять служебный долг.
— Ваше хобби?
— У меня их много. Вот только времени на увлечения нет совсем. А если честно, то очень люблю играть в бильярд или просто отдыхать у моря.
ЦИФРА
В 2011 году в Новосибирское управление Федеральной антимонопольной службы РФ поступило 590 обращений от граждан.