USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Необыкновенный концерт

Татьяна ШИПИЛОВА
Дирижер Евгений Мравинский после исполнения Седьмой симфонии, 1942 год. Фото Бориса ШУМАКОВА (из архива редакции)
Дирижер Евгений Мравинский после исполнения Седьмой симфонии, 1942 год. Фото Бориса ШУМАКОВА (из архива редакции)

В годы Великой Отечественной войны Ленинград породнился с Новосибирском, что дало начало многим культурным традициям молодого сибирского города

9 июля в Новосибирском театре оперы и балета состоялось без преувеличения историческое событие: Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением санкт-петербургского дирижера Михаила Татарникова исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича — день в день через 70 лет после того, как она впервые прозвучала в нашем городе в клубе имени Сталина. Исполнил ее тогда оркестр Ленинградской филармонии, находившейся здесь в эвакуации, а за дирижерским пультом стоял главный дирижер Евгений Мравинский.

Доверить мечту
В далеком 1942-м это был не просто концерт. Это была по сути вторая, но принципиально важная для Шостаковича премьера нового произведения. 35-летний композитор посвятил его подвигу родного города, около года к тому времени находившегося в кольце фашистской блокады, и назвал симфонию Ленинградской. Первую премьеру симфонии 5 марта 1942 года исполнил оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда. Композитор был доволен исполнением, но не оставлял мечту услышать сочинение в исполнении Ленинградского филармонического оркестра, которому доверял свои предыдущие симфонические премьеры.

Шостакович приехал в Новосибирск, чтобы принять участие в репетициях ленинградцев, и 4 июля 1942 года дал по этому поводу интервью газете «Советская Сибирь». Вот что сохранили пожелтевшие листы нашей газеты: «Уже первые репетиции, — рассказывал Шостакович, — проведенные оркестром и дирижером с исключительным творческим подъемом, показывают, что моя симфония будет исполнена превосходно. С нетерпением ожидаю дня премьеры. Я чрезвычайно рад, что мне удалось приехать в Новосибирск — один из индустриальных и культурных центров нашей страны — и услышать родное, неповторимое звучание оркестра Ленинградской филармонии. С радостным волнением жду первого исполнения в Новосибирске моей Седьмой симфонии».

Каждый четвертый — ленинградец
Симфония произвела потрясающее впечатление на слушателей. Да иначе быть не могло, ведь сочинил ее «гениальный композитор», исполнили «талант-дирижер, художник-оркестр», как писал сразу после концерта находившийся здесь в эвакуации Леонид Утесов. И не менее главное: поскольку Новосибирск принял в военные годы не только культурные учреждения Ленинграда, но и промышленные предприятия, учебные заведения, детские дома, то каждый четвертый в городе в годы войны был ленинградцем. Новосибирцы буквально пропитались их болью и тревогой, судьбою города на Неве. И музыка, прозвучавшая в тот вечер, музыка огромной духовной антимилитаристской силы, музыка веры в победу была необходима собравшимся в нынешнем ДК им. Октябрьской революции как глоток надежды и уверенности в своих силах — мы победим!

…Новая встреча спустя 70 лет состоялась под сводами ровесника Победы — Новосибирского театра оперы и балета. В зале — ветераны и волею судеб оставшиеся в Сибири ленинградцы, дети-блокадники, вывезенные к нам по Дороге жизни, их дети и внуки. У входа в фойе раздают репринтные программки и билеты образца 1942 года — копии тех, что раздавали зрителям в тот давний премьерный вечер. Кстати, время начала концерта указано «в 9 часов вечера», а не как сейчас — «в 21:00». А такое позднее оно, вероятно, потому, что рабочий день военной поры был более чем восьмичасовым, плюс пару часов давалось публике на переодевание и дорогу. Тираж билетов —700 экземпляров, программок — 650.

История дышит в лицо
Волнение в зале ощутимо еще до начала: дыхание истории чувствуют, судя по всему, и слушатели, и музыканты…

Как комментирует директор оркестра Лев Крокушанский, дирижировать в подобной акции мог только дирижер из Санкт-Петербурга: «Поэтому мы пригласили молодого талантливого маэстро Михаила Татарникова, который много дирижировал в Мариинском театре, а с этого года стал музыкальным руководителем и главным дирижером Михайловского театра».

И вот маэстро на сцене, и полуторатысячный зал вместе с ним и артистами оркестра погружается в непростые переживания. Музыка на всех одна, но для кого-то она очень личная — жизнь и судьба, для кого-то — память, для родившихся после войны — источник гордости за старших. Выстоявших.

СПРАВКА
Исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича Новосибирским академическим симфоническим оркестром прошло в рамках историко-культурного проекта «900 дней братства», посвященного содружеству и сотрудничеству Санкт-Петербурга и Новосибирска. Проект, приуроченный к 70-летию блокады Ленинграда, начался 8 сентября 2011 года и продлится до 27 января 2014 года.

ФАКТ
Сегодня в Новосибирском государственном краеведческом музее стартует фотопроект Алексея Никишина «В роли себя». Посетители увидят
более 60 психологических фотопортретов звезд театра, кино и шоу-бизнеса, среди которых Андрей Макаревич, Чулпан Хаматова, Марина Голуб,
Артур Смольянинов, Ксения Собчак и Сергей Безруков.

Фотографии статьи
Дирижер Михаил Татарников. Фото с сайта www.timeout.ru