Необыкновенный концерт
В годы Великой Отечественной войны Ленинград породнился с Новосибирском, что дало начало многим культурным традициям молодого сибирского города
9 июля в Новосибирском театре оперы и балета состоялось без преувеличения историческое событие: Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением санкт-петербургского дирижера Михаила Татарникова исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича — день в день через 70 лет после того, как она впервые прозвучала в нашем городе в клубе имени Сталина. Исполнил ее тогда оркестр Ленинградской филармонии, находившейся здесь в эвакуации, а за дирижерским пультом стоял главный дирижер Евгений Мравинский.
Доверить мечту
В далеком 1942-м это был не просто концерт. Это была по сути вторая, но принципиально важная для Шостаковича премьера нового произведения. 35-летний композитор посвятил его подвигу родного города, около года к тому времени находившегося в кольце фашистской блокады, и назвал симфонию Ленинградской. Первую премьеру симфонии 5 марта 1942 года исполнил оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда. Композитор был доволен исполнением, но не оставлял мечту услышать сочинение в исполнении Ленинградского филармонического оркестра, которому доверял свои предыдущие симфонические премьеры.
Шостакович приехал в Новосибирск, чтобы принять участие в репетициях ленинградцев, и 4 июля 1942 года дал по этому поводу интервью газете «Советская Сибирь». Вот что сохранили пожелтевшие листы нашей газеты: «Уже первые репетиции, — рассказывал Шостакович, — проведенные оркестром и дирижером с исключительным творческим подъемом, показывают, что моя симфония будет исполнена превосходно. С нетерпением ожидаю дня премьеры. Я чрезвычайно рад, что мне удалось приехать в Новосибирск — один из индустриальных и культурных центров нашей страны — и услышать родное, неповторимое звучание оркестра Ленинградской филармонии. С радостным волнением жду первого исполнения в Новосибирске моей Седьмой симфонии».
Каждый четвертый — ленинградец
Симфония произвела потрясающее впечатление на слушателей. Да иначе быть не могло, ведь сочинил ее «гениальный композитор», исполнили «талант-дирижер, художник-оркестр», как писал сразу после концерта находившийся здесь в эвакуации Леонид Утесов. И не менее главное: поскольку Новосибирск принял в военные годы не только культурные учреждения Ленинграда, но и промышленные предприятия, учебные заведения, детские дома, то каждый четвертый в городе в годы войны был ленинградцем. Новосибирцы буквально пропитались их болью и тревогой, судьбою города на Неве. И музыка, прозвучавшая в тот вечер, музыка огромной духовной антимилитаристской силы, музыка веры в победу была необходима собравшимся в нынешнем ДК им. Октябрьской революции как глоток надежды и уверенности в своих силах — мы победим!
…Новая встреча спустя 70 лет состоялась под сводами ровесника Победы — Новосибирского театра оперы и балета. В зале — ветераны и волею судеб оставшиеся в Сибири ленинградцы, дети-блокадники, вывезенные к нам по Дороге жизни, их дети и внуки. У входа в фойе раздают репринтные программки и билеты образца 1942 года — копии тех, что раздавали зрителям в тот давний премьерный вечер. Кстати, время начала концерта указано «в 9 часов вечера», а не как сейчас — «в 21:00». А такое позднее оно, вероятно, потому, что рабочий день военной поры был более чем восьмичасовым, плюс пару часов давалось публике на переодевание и дорогу. Тираж билетов —700 экземпляров, программок — 650.
История дышит в лицо
Волнение в зале ощутимо еще до начала: дыхание истории чувствуют, судя по всему, и слушатели, и музыканты…
Как комментирует директор оркестра Лев Крокушанский, дирижировать в подобной акции мог только дирижер из Санкт-Петербурга: «Поэтому мы пригласили молодого талантливого маэстро Михаила Татарникова, который много дирижировал в Мариинском театре, а с этого года стал музыкальным руководителем и главным дирижером Михайловского театра».
И вот маэстро на сцене, и полуторатысячный зал вместе с ним и артистами оркестра погружается в непростые переживания. Музыка на всех одна, но для кого-то она очень личная — жизнь и судьба, для кого-то — память, для родившихся после войны — источник гордости за старших. Выстоявших.
СПРАВКА
Исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича Новосибирским академическим симфоническим оркестром прошло в рамках историко-культурного проекта «900 дней братства», посвященного содружеству и сотрудничеству Санкт-Петербурга и Новосибирска. Проект, приуроченный к 70-летию блокады Ленинграда, начался 8 сентября 2011 года и продлится до 27 января 2014 года.
ФАКТ
Сегодня в Новосибирском государственном краеведческом музее стартует фотопроект Алексея Никишина «В роли себя». Посетители увидят
более 60 психологических фотопортретов звезд театра, кино и шоу-бизнеса, среди которых Андрей Макаревич, Чулпан Хаматова, Марина Голуб,
Артур Смольянинов, Ксения Собчак и Сергей Безруков.