Народ творил, выдумывал, пробовал
Второй Международный фестиваль «Играй, гармонь!» имени Геннадия Заволокина был посвящен 75-летию Новосибирской области
Народные исполнители и мастера прикладного искусства из 13 городов, 19 областей, 8 краев, 10 республик и 3 автономных округов России, а также из 8 стран дальнего и ближнего зарубежья стали участниками Второго Международного фестиваля «Играй, гармонь!» имени Геннадия Заволокина.
Можно сказать что праздник продолжался шесть дней, а можно сказать иначе: работа шла целую неделю. Но правильнее будет так: праздник и работа ни на минуту не прекращались в течение этих насыщенных, а поэтому счастливых фестивальных дней для полутора тысяч участников форума народного творчества, что собрались в жаркие дни с 3 по 8 июля под Ордынкой, в так называемой Заволокинской деревне.
А чем не деревня? Есть святое место — часовня преподобного Геннадия Афонского, названная в народе часовней памяти Геннадия Дмитриевича Заволокина. Сюда приезжают помолиться об этом удивительном человеке, спасшем в смутные годы наши души гармонью и песней. Есть изба, ставшая основанием деревни, — музей первого гармониста России. Есть широкая ярмарка, где можно купить поделки умельцев и просто полюбоваться размахом их замыслов и разнообразием искусных навыков, переданных по наследству от предков потомкам, да просто щедростью красок и фантазии! Большая сцена, творческие пятачки — на них самовыражаются и состязаются все, кто талантлив и горазд на выдумку, — от частушечников (а в России каждый частушечник!) до казаков, демонстрировавших на радость детям и взрослым чудеса джигитовки на ухоженных красавцах-скакунах... Есть длинные деревянные столы для трапезы большого фестивального семейства и шатер… Нет, не Шамаханской царицы, а жюри во главе с заслуженной артисткой России Анастасией Заволокиной. Фестиваль «Играй, гармонь!» — это, повторим, в большой степени работа. И прежде всего по выявлению, обнародованию и поощрению народных музыкантов, доселе ненамеренно скрывавшихся в какой-нибудь среднерусской, сибирской или даже кавказской глубинке.
— Здесь собрались лучшие силы играющей и поющей России, — говорит Анастасия Заволокина. — И учитывая то, что ансамбль «Частушка» и съемочная группа передачи Первого канала «Играй, гармонь!» (а это в основном одни и те же люди) исколесили всю страну, половину приехавших мы не знаем. Не знаем, что исполнят, что придумали, что сочинили. Народное творчество — оно же живое! Меня, кстати, очень раздражают высказывания: «Ах, давайте спасать, возрождать, пропагандировать народное творчество!» Да народное творчество само кого хочешь спасет! И возродит кого хочешь!
С сестрой стопроцентно согласен Захар Заволокин:
— Там, в глубинке, в народе, — все в порядке: есть крепкие села, крепкие семьи, крепкие хозяева. Просто мы не видим этого в телеэфире, там показывают другое — слухи, сплетни, чернуху…
И поэтому они готовы с утра до ночи, как учил их отец, работать без устали: «Здесь под Ордынкой, в Бердске, Новосибирске мы отсняли материала на несколько передач. А сколько яркого, самобытного останется за кадром...»
У гостей и участников фестиваля тоже впечатлений через край.
Елена Половинкина, артистка ансамбля казачьей песни «Звонница» из поселка Магдагачи Амурской области:
— Наш коллектив совсем молодой, на прошлом фестивале мы не были. Увезем с собой массу незабываемых впечатлений. Сами много спели, много посмотрели, набрались опыта, с замечательными людьми познакомились.
Александр Ермошин, артист ансамбля «Звонница»:
— Рады, что познакомились с Заволокиными — Анастасией и Захаром, мы их раньше только по телевизору видели. Заводные, эмоциональные, энергичные. А главное — поражает Настина твердость, организаторская струна в проведении таких мероприятий. Надолго останутся в памяти как образ самого светлого, душевного и фестивальная поляна под Ордынкой, и торжественно освещенная ночной подсветкой часовня, и концерты под открытым небом, где, кажется, мы повидали всю Россию…
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Анастасия ЗАВОЛОКИНА, заслуженная артистка России:
— За 25 лет существования передачи «Играй, гармонь!», принимая во внимание и отцовские, и уже наши наработки, мы ясно поняли, что такой фестиваль должен быть именно на нашей, новосибирской, земле!