USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Сергей ТИТКОВ: «Дорога удержит село»

Марианна ДАНИЛОВА
Фото Павла КОМАРОВА
Фото Павла КОМАРОВА

Для тех, кто знаком с Сергеем Титковым, тот факт, что он — глубоко преданный своему делу человек, открытием точно не станет. Железнодорожник в четвертом поколении, депутат, председатель одного из ведущих комитетов регионального парламента, Сергей Титков уже более 10 лет занимается законодательным обеспечением транспортной, промышленной и информационной политики области. Поэтому совершенно естественно, что основной темой нашей беседы стала дорожно-транспортная отрасль, ее проблемы и перспективы.

Право на движение
— Сергей Николаевич, вы возглавляете комитет Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике. Как все эти составляющие сочетаются в работе одного комитета?

— В этом созыве в названии комитета мы оставили самые главные составляющие своей деятельности. Исторически это был комитет, занимающийся вопросами промышленности, инфраструктуры, транспорта и науки. Такое направление, как информатизация, о которой еще буквально 10 лет назад мы почти не говорили, добавилось позднее. В 2007 году мы одними из первых в стране приняли закон о территориальной информационной системе. Помню, когда я представлял его в Госдуме, 10 экземпляров этого закона разошлись как горячие пирожки.

Кроме того, сегодня комитет занимается вопросами промышленности, в том числе топливно-энергетического комплекса. Но транспортная составляющая, включающая в себя вопросы транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности, инфраструктуры, всегда была приоритетом в нашей работе.

— Как вы оцениваете состояние дорог в нашем регионе? Областной центр — сегодня это очевидно — может похвастаться качеством магистралей. А как в селе?

— Я помню время, когда у нас в области были, по сути, две обустроенные автодороги: Куйбышев — Барабинск — Здвинск и Каргат — Кочки — Довольное, не было дороги «Байкал». У районных центров не было связи с Новосибирском по автодорогам. До моего родного Барабинска дороги тоже не было — был тракт, по которому когда-то гнали еще кандальных ссыльных. Сегодня в районе есть дорога с твердым покрытием, а это значит, что по ней можно проехать в любую погоду. Сегодня все населенные пункты Барабинского района связаны дорогами с твердым покрытием, по которым могут проехать и грузовики, и школьные автобусы, и легковой транспорт.

Но есть у нас и такие районы, в которых до сих пор до 40 процентов дорог после дождя становятся непроезжими. Недавно я побывал в Крещенке — это последнее село Убинского района, за которым в буквальном смысле слова заканчивается жизнь. За ним до самого Северного Ледовитого океана пролегают болота. Из-за плохого состояния дороги в Крещенку неделю не ходил пассажирский автобус, люди (а это 500 жителей) не могли выехать в больницу, на почту, закупить продукты. Я сторонник того, что даже если в населенном пункте живут 20 человек, дорога к нему должна быть.

Не для галочки
— Вы часто бываете в районах области и знаете ситуацию на местах. Каков путь от постановки проблемы в том или ином населенном пункте до ее решения?

— Да, мы часто выезжаем в районы области, нас везде встречают с большим интересом — люди рады, что приехали именно к ним. Хорошо, что современная власть в целом легка на подъем и постоянно выезжает в село.

Проводя выездные заседания комитета, мы пытаемся нащупать алгоритм действий для решения конкретных задач. Смысл же не в том, чтобы собраться в актовом зале и поговорить, мы не для галочки в село едем. Поэтому для нас очень важно посетить предприятия, населенные пункты, осмотреть дороги. Не случайно один из недавних выездов нашего комитета мы запланировали не в город Тогучин, а именно в Тогучинский район, и объехали все самые проблемные участки.

Кроме того, как депутаты мы должны решать не только дорожно-транспортные вопросы. Раз мы будем голосовать за бюджет области, значит мы должны знать все направления — разбираться в аграрных вопросах, в проблемах здравоохранения, образования, культуры.

В прошлом году мы проводили совместное выездное заседание нашего комитета и комитета по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения в Барабинском и Куйбышевском районах. Рассматривались вопросы по государственным услугам и другие проблемы. Помню, когда были приняты решения, возник вопрос: а где же финансирование? Не сразу, со временем, но средства нашлись, и те проблемы, которые были обозначены, начали решаться. К примеру, на ремонт Барабинской районной больницы в этом году из бюджета выделено 120 миллионов рублей, а в следующем планируется выделить еще 240 миллионов. В Барабинске благоустроена привокзальная площадь, в новые дома переселена 41 семья. В этом году в райцентре будет построен многофункциональный центр. Получено дополнительное финансирование на дорогу Барабинск — Здвинск. Так что все принимаемые решения постепенно выполняются. Главное — не давать преждевременных обещаний. Я стараюсь говорить окончательное да, только когда увижу в бюджете конкретную статью, строчку, сумму и сроки.

— То есть на решение крупных вопросов уходит приблизительно несколько лет?

— Вопросы возникают разные. Есть такие, которые могут быть решены достаточно быстро. Так, в Тогучинском районе для нескольких населенных пунктов нужно изменить расписание движения электричек. Из Новосибирска последняя электричка приходит на станцию Курундус около часа ночи, и пассажирам, многие из которых студенты, учащиеся в Новосибирске, приходится добираться до своих населенных пунктов по темноте. Да и ехать в столь поздний час может быть небезопасно. По этому поводу по итогам нашего выездного заседания были организованы проверки, кое-какие моменты уже прояснились. Мы предложили продлить дополнительную электричку от Тогучина до Курундуса и изменить расписание так, чтобы она приходила не позднее 23 часов. Это можно сделать достаточно оперативно.

Дорогие магистрали
— Если сравнивать регион, страну с человеческим организмом, то дороги — это по сути сосудистая система. Организовав строительство дорог, логистику, Америка когда-то получила мощный толчок развития. Как вы считаете, формирование сильной транспортной схемы действительно может повлиять на экономику?

— Здесь нужно обратиться к сельской тематике. Почему с карты стираются целые деревни? Сегодня в Новосибирской области 150 деревень, в каждой из которых численность жителей меньше 100 человек. Когда я отметил маркером все эти населенные пункты в атласе автомобильных дорог, оказалось, что ни к одному из них дороги нет. Анализ показывает: как правило, в таких деревнях нет сельхозтоваропроизводителей, они уходят оттуда, потому что невозможно вывезти животноводческую продукцию. В Америке, Европе к фермерам те же молоковозы приезжают ежедневно, у аграриев и мыслей о сбоях вывоза сельхозпродукции не возникает — система отлажена.

А если нет дороги, через несколько лет деревня просто исчезнет с лица земли. В нее не сможет приехать школьный автобус. Часто говорят: закроют школу, и деревня разъедется. Не разъедется, если будет дорога.

— Возможно ли на уровне субъекта сделать так, чтобы дорожные программы стали приоритетными?

— Если все делать строго по букве закона, сегодня ремонтировать дороги очень дорого — нужен проект, четкое соответствие СНИиПам. К примеру, даже если в небольшое село никогда не пойдут тяжелые машины, по СНиПам такая возможность при ремонте или строительстве дороги должна быть предусмотрена. В результате, чтобы сделать эту дорогу, строго следуя проекту, нужно затратить 350 миллионов рублей, но реально ее можно привести в проезжее состояние и за 50 миллионов. Законодатели из регионов сегодня предлагают упростить СНиПы, у нас тоже есть такие предложения.

На неуважении далеко не уедешь
— В стране и конкретно в Новосибирске растет автомобилизация населения. Как результат — пробки на дорогах, повышение аварийности... Как можно регулировать этот процесс?

— Сегодня насыщение автомобилями начинает достигать своего предела. Искусственно этот процесс не остановить. Но уже сегодня видно: данная сфера постепенно регулируется, и перемен тут много. Одна из них — с 1 июля нельзя будет получить права, не отучившись в автошколе. Раньше это позволялось, можно было прийти, сдать экзамены и претендовать на получение водительского удостоверения. Развитие дорожной инфраструктуры помогает улучшать ситуацию с ДТП. Простой пример — Коммунальный мост в Новосибирске, на котором происходило много аварий. После того как поставили разделительное заграждение, число ДТП заметно снизилось. Современное сообщество автомобилистов обращает все большее внимание на культуру вождения. Приходит понимание, что если кто-то на дороге проявляет неуважение, то он и сам далеко не уедет.

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ
— Какое событие последнего времени произвело на вас наибольшее впечатление?
— Выборы президента.

— Какие качества вы больше всего цените в людях?
— Хорошее чувство юмора.

— Ваше хобби?
— Спорт. До травмы и операции на колене я сам активно играл в хоккей. Сейчас воспринимаю спорт как эксперт, хорошо знаю его историю.

ФАКТ
Сегодня на содержание дорог в регионе выделяется 38 % от общего объема необходимых средств. Однако правительством Новосибирской области приняты законы, предусматривающие переход на стопроцентное финансирование уже к 2014 году.