USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Закон суров, но выручка дороже

Виталий ЗЛОДЕЕВ
Объявления  на ларьках не всегда свидетельствуют  о соблюдении закона
Объявления на ларьках не всегда свидетельствуют о соблюдении закона

В минувшее воскресенье, 1 июля, в России не только повысились цены на ряд коммунальных услуг. Произошло и другое, не менее значимое событие: вступил в силу закон 218-ФЗ, вносящий поправки в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции». Он ужесточил требования к продаже и распитию спиртных напитков. Теперь алкоголем считается все, что крепче 0,5 %. В том числе пиво. Пляжи, парки и скверы стали зоной, свободной от алкоголя. Ужесточилось и наказание за продажу алкоголя несовершеннолетним.

Мы решили проверить, а соблюдается ли этот закон? Эксперименты с привлечением несовершеннолетних — дело хлопотное: контрольными закупками должны заниматься соответствующие органы. А вот объехать с личной проверкой близлежащие ларьки, расположенные преимущественно на автобусных остановках, вполне доступно. То, как начиналось журналистское мини-расследование, навевало оптимизм и мысли о совести, законопослушании и социальной ответственности торговцев. Как же наивен и доверчив я оказался.

Ларьки были выбраны не случайно — уже несколько месяцев шла постоянная информация о том, что с 1 июля 2012 года торговля пивом в нестационарных торговых точках будет запрещена. Сообщество киоскеров даже на митинги протестов выходило, взывая чиновников одуматься и не лишать их рабочих мест. На самом же деле полный запрет вступит в силу лишь через полгода — с 1 января 2013-го, а пока вне закона лишь пиво, крепость которого выше 5 %.

Первый, второй, третий павильон на остановках… Увиденное радует: пива на витрине хоть завались, но того, что крепче 5 %, не видно. Правда, если верить статистике, крепкое пиво никогда не было лидером продаж — его пьет лишь каждый седьмой потребитель пива. Хотя, учитывая масштаб проблемы и объемы рынка, даже если каждого седьмого перевести на более легкие сорта — это уже маленькая победа.

Но стоило мне удивиться отсутствию очень популярной марки пива крепостью 5,3 %, как продавец ларька моментально и очень легко нарушила закон:

— Есть в банках и бутылках. Вам холодное или все равно?

Мне не все равно, и я решил закрепить успех расследования: в 23:05 вышел из дома и через две минуты стоял у приветливо светящегося остановочного ларька. Покупка банки пива прошла легко и буднично — ведь именно так у нас и нарушают законы.

Но сейчас и наказания суровы: штраф три — четыре тысячи рублей для должностных лиц и 30 — 40 тысяч рублей для юридических. Плюс конфискация алкоголя. А за продажу спиртного несовершеннолетним теперь можно и под уголовную статью «загреметь». Но, видно, пока не начнутся массовые карательные мероприятия, никто пример честности первым не подаст.

Впрочем, одна «белая ворона» мне все-таки встретилась. Но какая-то уж слишком белая — разместив на ларьке информацию о новых нормах закона, тут полностью исключили пиво из ассортимента. Что-то подсказывает, что тяжелые времена у этой торговой точки начнутся гораздо раньше 1 января.

СПРАВКА
С 1 июля 2012 года все пиво, вне зависимости от крепости, признано алкогольным напитком. В связи с этим вступил в силу запрет на его продажу в киосках, на вокзалах и в аэропортах, на автозаправочных станциях. Пиво также нельзя будет купить в поездах и электричках.

Кроме того, с 23 часов вечера до 8 часов утра пиво с содержанием алкоголя свыше 5 % будет запрещено к продаже в любой торговой точке.