Леонид ГОРНИН: Векторы бизнес-развития
О перспективах и особенностях региона, о степени нашей инвестиционной привлекательности, о плюсах и минусах вступления в ВТО — об этом и о многом другом с журналистами «Советской Сибири» беседовал Леонид ГОРНИН, первый заместитель председателя правительства, первый заместитель губернатора Новосибирской области.
Инвестиции — наше всё
— Леонид Владимирович, на одном из совещаний в докладе об итогах социально-экономического развития региона вы назвали Новосибирскую область территорией успеха. Какие показатели говорят об этом? И к чему мы должны стремиться?
— Главным показателем является степень эффективности управленческих решений, реализуемых для повышения инвестиционной привлекательности области. Именно от этих решений напрямую зависит развитие социальной сферы, а от количества больниц, школ, учреждений культуры (современных, соответствующих требованиям XXI века) зависит насколько комфортно чувствуют себя люди, проживающие в наших городах и селах.
Сколько бы мы ни говорили о централизации власти, на мой взгляд, существенных изменений в части межбюджетных отношений в ближайшие годы не предвидится. Инвестиции в реальный сектор управления остаются единственным источником роста доходной части консолидированного областного бюджета, инвестиционная политика является главным индикатором развития, а размер ВРП на душу населения — основным показателем успеха в областях несырьевой экономики.
Проанализировав ситуацию, сложившуюся на территории Сибирского федерального округа, мы можем отметить: по уровню ВРП Новосибирская область существенно уступает только Томску и Красноярску. Естественно, масштаб экономики следует увеличивать, а это возможно только за счет привлечения инвестиций в основной капитал.
В 2011 году уровень инвестиций был беспрецедентно высок — их объем составил 142 миллиарда рублей (25 % от ВРП). И это норма, которая говорит о здоровье инвестиционной политики нашего региона.
Основные параметры развития экономики на период до 2015 года уже установлены. Предусмотрено, что уровень инвестиций в основной капитал в 2012 году составит 110,5 %, а в 2013 году — 111%. Это консервативный метод планирования — программа минимум. По мнению экспертов, в Новосибирской области показатель должен достигнуть 113 — 114% с горизонтом до 2018 года. Аналогичного мнения придерживаются аналитики федерального уровня — члены профессионального сообщества, которые выдают нам рекомендации при создании плана социально-экономического развития, а также иностранные специалисты, ежегодно присваивающие кредитные рейтинги российским регионам.
От стабильного к позитивному
— Как вы полагаете, удастся ли Новосибирской области повысить кредитный рейтинг в ближайшем будущем? И, в принципе, какое значение для нас имеет рейтинг, присвоенный экспертами-аналитиками?
— На протяжении последних лет кредитный рейтинг нашей области фиксировался как стабильный, хотя тенденции мировой экономики менялись постоянно! Напомню, по итогам 2011 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило кредитный рейтинг Новосибирской области до BB+.
Полагаю, что у нас есть шанс получить в 2013 году еще более высокую оценку и добиться того, чтобы рейтинг был обозначен как позитивный. Я убежден, это задача хотя и сложная, но вполне достижимая.
Впрочем, территорий, которые находятся в равном положении с нашей областью, в России не так уж много. Более высокий кредитный рейтинг имеют только Санкт-Петербург, Москва и два автономных округа — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий. Преимущества автономных округов, которые я назвал, очевидны: достигнуть более высокого рейтинга им позволяют природные ресурсы, на использовании которых базируется экономика.
— Расскажите, чем руководствуются рейтинговые агентства и на каких принципах строится их аналитическая работа?
— Процесс присвоения рейтинга основан на глубоком, тщательном изучении всех доступных источников информации: не только отчетной документации, но и газетных, журнальных статей, интернет-ресурсов и так далее. Факты, оценки, мнения — все материалы, которые удается собрать, переводятся на английский язык и отправляются по электронной почте сначала в лондонскую штаб-квартиру, а затем независимым специалистам. Аналитики могут находиться в какой угодно точке земного шара: в Нью-Йорке, Париже или Сингапуре… Кто конкретно будет анализировать материалы? Ни одно из заинтересованных лиц об этом заранее не знает. Такие технологии исключают предвзятость, личные пристрастия и коррупционные моменты. Рассмотрев документы, эксперты приезжают в Россию и вступают в профессиональный диалог с управленцами высшего звена, с руководителями предприятий и организаций. Личное впечатление, живой контакт — все это позволяет оценить степень квалификации людей, дает возможность почувствовать, насколько четко местные специалисты видят перспективы развития своей отрасли. В конечном итоге по совокупности мнений экспертов области присваивается кредитный рейтинг, и для иностранных инвесторов эта оценка является показателем особой важности.
Истории успехов и ошибок: учесть нужно всё
— По вашим наблюдениям, в какие отрасли экономики инвесторы вкладывают деньги особенно охотно? И в каких отраслях работать сложней?
— Хочется отметить, что среди положительных тенденций 2012 года — расширение сегмента реальных иностранных инвестиций: в первом квартале темп роста по этому показателю составил 125%.
Среди направлений экономики, наиболее привлекательных для инвесторов, можно выделить сельское хозяйство. Природно-климатические условия в Сибири, конечно, очень непростые, поэтому мы прекрасно понимаем: активное развитие этой отрасли возможно только при наличии высокой культуры производства, жесткой дисциплины, современных технологий. Если мы обеспечим грамотный, профессиональный подход к делу, нам удастся достичь высоких показателей развития сельского хозяйства. Так, рентабельность в растениеводстве уже сегодня достаточно высока — до 40%.
Инвестиции в сельское хозяйство, как правило, связаны с приобретением высокопроизводительной иностранной техники. Их общий объем только за 5 месяцев 2012 года уже составляет более 2,5 миллиарда рублей. Понятно, что руководители бизнес-структур вкладывают деньги осознанно — взвешивают риски и просчитывают каждый шаг.
— По сообщениям СМИ, в прошлом году на питерском заводе компании Toyota началось производство автомобиля Toyota Camry нового поколения. Возникает вопрос: а почему не у нас, в Новосибирске? Разве в таком огромном регионе не востребованы современные авто?
— Плотность населения и емкость потребления продукции в Сибири гораздо ниже, чем в европейской части страны. Поэтому не стоит обманываться и думать, что в ближайшие годы мы обязательно наладим местное производство легковых автомобилей. Однако работа в этом направлении ведется и производство тяжелых, крупногабаритных машин — дело недалекого будущего.
С одним из белорусских производителей договоренность уже достигнута, и площадка, где будет организовано производство, выкуплена: участок находится вблизи аэропорта Толмачёво. В 2013 году здесь будет осуществляться сборка автомобилей МАЗ из агрегатов и механизмов, поставляемых из Белоруссии. В 2012 году планируется производить 150 автомобилей в год, в дальнейшем — 500.
— Есть мнение, что содержать производство в Сибири слишком энергозатратно. Например, такую мысль высказал автор книги «Почему Россия не Америка». Что вы думаете по этому поводу?
— На мой взгляд, мысль очень спорная. Можно взять на вооружение опыт не Америки, а Норвегии и Финляндии — успешных, развитых стран, где климат еще жестче, еще суровее, чем в Сибири. Климатические зоны в нашем регионе очень разные, и особенности каждой из них, конечно, следует учитывать при организации производства.
Новосибирская область может быть конкурентоспособной в наукоемких производствах. К тому же наш регион обладает большими запасами сырья, и это не только те полезные ископаемые, которые отмечены флажками на географической карте. Добыча металлов, в принципе, направление очень перспективное, но оно пока что нерентабельно в связи с уровнем технологий, который существует сегодня. Полезные ископаемые залегают глубоко, их процентное содержание низко, однако лет через 30—50, когда используемые источники иссякнут, нашим детям и внукам придется инсталлировать на территории области производства по добыче и переработке полезных ископаемых. Так, уже сегодня артели Маслянино производят до 350 килограммов золота в год, а реальный золотой потенциал гораздо выше. Вопрос — в применении более совершенных технологий.
Поскольку высокорентабельное производство, базирующееся на сырьевой экономике, в нашей области практически отсутствует, мы идем другим путем: делаем акцент на развитие таких направлений, как, например, биотехнологии. И очень радостно, что новосибирский Технопарк признан лучшим в Российской Федерации. Напомню, что при оценке его работы главным показателем стал процент стартапов, вышедших в реальное производство.
Диалог — открытый, живой, профессиональный
— Леонид Владимирович, в последнее время в заседаниях комитетов Заксобрания все больше участвует членов правительства Новосибирской области. Поясните, с чем связана такая активность?
— Среди основных задач, которые поставил губернатор Василий Юрченко перед членами правительства, — расширение контактов с депутатским корпусом. И для того чтобы решать вопросы, связанные с формированием бюджета на будущий год, этот момент очень важен! Кстати, анализ бюджета — одного из основных, определяющих документов в жизни области — имеет огромное значение для экспертов при разработке кредитного рейтинга.
Члены правительства входят в рабочие группы, постоянно присутствуют на конференциях, сессиях, заседаниях комитетов. И не просто присутствуют, ведут диалог с депутатским корпусом — диалог открытый, живой, профессиональный. Надо сказать, этот диалог уже приносит свои плоды — помогает достичь взаимопонимания.
— Очень часто мы слышим разговоры о том, что государство должно усилить поддержку сельхозпроизводителей. По мнению некоторых экспертов, вхождение России в ВТО серьезно обострит конкуренцию и отечественный агропромышленный комплекс пострадает больше всех отраслей. Согласны ли вы с таким прогнозом?
— Думаю, при вхождении в ВТО мы получим гораздо больше плюсов, чем минусов, а с ограничительными нормами и правилами, существующими в странах Европейского Союза, столкнемся нескоро. Важно понять, что вхождение в ВТО — это не одномоментное решение и лишь к 2018 году произойдет в полном объеме.
— Как продвигается диверсификация сельской экономики, на которую сегодня более всего сориентированы меры государственной поддержки?
— В странах ЕС сумма ежегодной государственной поддержки фермерских хозяйств достигает 73 миллиардов долларов — это практически 50% валового продукта. Ежегодная государственная поддержка в виде инвестиций составляет около 500 евро на один гектар обрабатываемых земель. У нас же, в Российской Федерации, этот показатель не дотягивает до 30 евро в год.
Отсюда вывод — господдержку отечественного сельхозпроизводителя можно увеличивать в разы. Весь спектр поддержки укладывается в понятие желтой корзины, и с учетом существующих ограничений в 2013 — 2014 году Россия может потратить на эти цели до девяти миллиардов долларов. Однако сегодня фактическая господдержка составляет чуть более четырех миллиардов долларов в год.
К сожалению, поддержка со стороны государства сама по себе еще не гарантирует, что качество отечественной продукции возрастет в разы. Но, к счастью, у нас есть время для того, чтобы решить проблемы сертификации и стандартизации качества. Ведь для того, чтобы российский сельхозпроизводитель вышел на международный рынок, его продукция должна соответствовать мировым стандартам.
Спектр государственной поддержки и ее направления меняются, однако понимание, что производителям следует помогать, безусловно, остается. В настоящее время всего 200 предприятий Новосибирской области имеют международный сертификат стандарта качества, и одна из задач власти — сделать все возможное, чтобы количество таких предприятий увеличивалось.
Необходимо повышать культуру управленцев и готовить специалистов, которые знают, что такое международный маркетинг, которые способны продвигать свою продукцию на международный рынок. Упускать возможности и время нельзя, это очевидно.
ЦИФРА
В сегменте реальных иностранных инвестиций в первом квартале темп роста составил 125%
СПРАВКА
Кредитный рейтинг — мера кредитоспособности частного лица, предприятия, региона или страны. Кредитные рейтинги рассчитываются на основе прошлой и текущей финансовой истории вышеперечисленных участников рынка, а также на основе оценок размера их собственности и взятых на себя финансовых обязательств (долгов). Основное предназначение подобных оценок — дать потенциальным кредиторам/вкладчикам представление о вероятности своевременной выплаты взятых финансовых обязательств.
Крупнейшими рейтинговыми агентствами, которые работают во всём мире, являются Moody’s, Standard and Poor’s и Fitch Ratings.
Рейтинг назначается рейтинговыми агентствами и имеет буквенные обозначения, такие как A, B, C. Рейтинг для надежных компаний в отличие от ненадежных выглядит так: AAA, AA +, AA, AA-, А +, А, А-, BBB +, BBB, BBB-, BB +, BB, BB-, B +, B, B-, CCC +, CCC, CCC-, CC, C, D. Все, что ниже, чем рейтинг BBB-, считается спекулятивными или бросовыми облигациями.