Судебный шторм над гнездом кукушки
Судебные приставы-исполнители не могут заставить нерадивых родителей работать и любить своих детей, но делают всё, чтобы они платили алименты.
Среди тех, кто не желает платить алименты на своих несовершеннолетних детей, 40% — женщины. Как правило, все это многодетные матери, ведущие асоциальный образ жизни. Как убедить их исполнить свои обязанности и вернуть все долги?
«Святое дело — 8 Марта»
— Матери, добровольно, а точнее, самовольно возложившие все свои обязанности по уходу за детьми на государство, — рассказывает Оксана Шалякина, заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, — это самая проблемная категория должников по алиментным платежам.
Много лет наша собеседница Оксана Владимировна работала старшим судебным приставом Новосибирского сельского района, поэтому историй из жизни таких мам-кукушек может рассказать немало. Пьющие, гуляющие, не работающие должницы, которых «заела среда», в отличие от пап-должников вообще не принимают никаких мер по погашению задолженности по алиментам. Застать их дома не так-то просто, в каких только местах они порою не прячутся: и в лесу, и у родственников, и в своем доме под полом, в шкафу, под «баррикадами» вещей.
— Как-то заходим в квартиру и видим: лежит на пружинной кровати груда каких-то матрасов, — рассказывает Оксана Шалякина. — Вглядываемся и видим, под горою этой — наша должница. С честными глазами выглядывает и недовольно заявляет: что вам надо, я сплю! Конечно, больно и обидно смотреть, как порою опускаются и деградируют наши женщины.
Святыми для таких мам становятся не обязанности растить и воспитывать детей, а сомнительные ценности разгульного образа жизни. Вот еще одна реальная история из первых уст. Приходят как-то судебные приставы к матери-кукушке, а у нее при огромной задолженности в 200 тысяч рублей в доме пьяная толпа и сивушные ароматы. Спрашивают женщину — что за праздник такой и на какие средства? А она отвечает: 8 Марта — это ж святое дело! Ребенок ее, живущий тут же по соседству на попечении бабушки, позабыт-позаброшен…
Работать с упорными должницами очень непросто, а порою и опасно: могут полезть в драку. Но упорства судебным приставам не занимать.
— Мы приходим к должникам не просто так, — поясняет Оксана Шалякина. — Мы исполняем решение суда, вынесенное именем Российской Федерации. Все наши действия законны, и мы всеми силами, хоть это и нелегко, пытаемся восстановить справедливость.
Взять нечего — иди работать
Сложность работы с асоциальным контингентом еще и в том, что, как правило, на них не зарегистрировано никакого имущества, поэтому и изъять в пользу ребятишек, живущих на попечении государства, нечего.
— Не то что взять нечего, дать хочется! — поясняет наша собеседница. — Иногда приходишь в дом к должнице, чтобы добиться от нее платежей по алиментам в пользу ребенка, живущего в детском доме, а там по земляным полам еще парочка ребятишек бегает, а сама мама — в положении…
Ситуация, мягко говоря, непростая...
И все же, несмотря на реальный соблазн пожалеть, судебные приставы убеждены: люди, ведущие асоциальный образ жизни, сами зачастую не хотят ничего менять. Так, оказывается, не каждая вакансия, предложенная центром занятости (судебные приставы стараются поставить всех неработающих должников на учет), подходит нашим привередам-кукушкам.
— Спрашиваю как-то у одной должницы, — рассказывает сотрудница пресс-службы ведомства, — пойдете работать лепщицей пельменей? И сами сыты будете, и задолженность по алиментам постепенно погасите. А в ответ звучит просто «гениальная» фраза: что я буду спину гнуть за десять тысяч?
Снежный ком неплатежей
Многие алиментщики имеют задолженность сто и более тысяч рублей. «Накопить в минус» такую солидную сумму, оказывается, несложно, особенно если ты не работаешь. Согласно Семейному кодексу, на одного ребенка родитель должен тратить одну четвертую часть своего реального заработка. Если же гражданин безработный и не принимает мер к исправлению ситуации, платить он будет одну четверть средней заработной платы по стране. Одна четвертая от 25 тысяч рублей в среднем по России — это 6 тысяч рублей в месяц. Итак, стоит «позабыть» про своего ребенка на 1,5 года — и вот он, «хвост» длиною более чем в сто тысяч рублей.
Но, оказывается, рано или поздно все же наступает момент, когда у должниц по выплатам на содержание своих детей откуда ни возьмись и силы берутся, и любовь к детям. Кому хочется в казенный дом? По закону за злостное уклонение от уплаты алиментов сейчас могут приговорить не только к обязательным работам, но и к реальному лишению свободы. Эта мера наказания, кстати, в итоге не освобождает от уплаты долга...
Изгнать ненависть из души
Несправедливо было бы в этой истории про алименты во всем обвинять одних только мам. Пап в скорбном списке неплательщиков также хватает. Эту категорию должников, рассказывают судебные приставы, легче усовестить, они чаще поддаются порывам тут же оплатить часть долга, дать хоть на шоколадку родному сыну или дочке. Но и у них есть пунктик — многим папам заплатить мешает не отсутствие денег и любви к собственным детям, а ненависть к бывшей супруге, когда установка «я ЕЙ платить не буду» берет верх над всеми доводами сердца и разума.
В истории с папами забыть все обиды, по словам Оксаны Шалякиной, часто помогает разговор со священником. С недавних пор по соглашению службы судебных приставов с Русской православной церковью неплательщики алиментов время от времени выслушивают проповеди о добре, зле и смысле жизни. Иногда эффекта удается достичь с первого раза.
...И никакой Турции!
Не все должники по алиментам сводят концы с концами из-за пристрастия к алкоголю и нежелания работать. Многие из нерадивых пап и мам очень даже состоятельные. Хороший способ побудить заплатить по счетам людей, имеющих средства, особенно в период отпусков, — запретить им выезд за границу. К примеру, собирается папа с новой семьей уехать в Турцию, а в аэропорту его ждут судебные приставы: либо плати, либо отдыхай дома. Мера эта, говорят, очень действенна. Так, только за последнее время судебные приставы Новосибирской области вынесли постановления о временном ограничении на выезд 52 должникам. Практически сразу заплатили задолженность в полном объеме 12 из них.
ФАКТ
За время акции «Судебные приставы — детям», проходившей в мае этого года, более тысячи должников были предупреждены об уголовной ответственности по статье 157 УК РФ — злостное уклонение от уплаты алиментов. Около 1 300 граждан, не исполняющих своих обязанностей перед детьми, получили направления в центры занятости.
СПРАВКА
В царской России судебный пристав приводился к присяге духовным лицом и имел очень большие полномочия. За неподчинение приставу даже ссылали в Сибирь.