Василий ЮРЧЕНКО:«Работаю в интересах каждого жителя»
Очередная встреча в редакции «Советской Сибири» с губернатором Василием Юрченко прошла в необычном формате. Мы попытались построить интервью таким образом, чтобы адресовать губернатору вопросы, в поисках ответа на которые обращаетесь к нам вы, уважаемые читатели.
Как организовать закуп продукции на селе
— Василий Алексеевич, недавно в «Советской Сибири» была опубликована статья о системе закупа молока в Новосибирской области. В материале давалась довольно высокая оценка господдержке крестьянско-фермерских хозяйств. Но, по мнению сельчан, в области медленно формируется заготовительная сеть по закупу сельхозпродукции. Каково ваше видение этой проблемы?
— Согласен, сегодня этот вопрос решен не в полной мере, проблемы в этой сфере есть. Почти десять лет назад в области действовала программа по созданию молокоприёмных пунктов, но она не сработала. Было организовано несколько десятков таких пунктов, но они практически не действуют сегодня, потому что была выбрана неправильная модель управления этим бизнесом.
Сегодня мы пошли по другому пути. Не так давно подробно рассмотрели вопрос организации эффективного закупа продукции у населения на заседании совета по вопросам развития АПК. Здесь велика роль частных предпринимателей, которые сегодня активно покупают молоко у населения и сдают его перерабатывающим предприятиям уже совсем в других объёмах и по другим ценам. Представители облпотребкооперации пока слабо участвуют в процессе закупа у населения молочной продукции, овощей, яиц и других видов сельскохозяйственной продукции. В ближайшее время мы скоординируем действия, чтобы усилить роль потребкооперации.
Уверен, что по закупу у населения молока ведущая роль будет у частных предпринимателей, наша задача — разработать эффективные механизмы поддержки. И здесь не обойтись без капитальных вложений на приобретение молоковозов, оборудования для охлаждения и подготовки продукции. Областные министерства сельского хозяйства и экономического развития уже вырабатывают эффективные решения по поддержке частных предпринимателей и будут масштабировать их по всей территории области.
Мы продвинулись в защите интересов области
— Какие, по вашему мнению, региональные законы, разработанные областным правительством и Законодательным собранием, сегодня наиболее важны для жителей области?
— Я считаю, что один из важнейших законов, принятых в последнее время, — закон о государственно-частном партнёрстве. Конечно, наверное, его роль, значимость понятны далеко не всем жителям нашего региона. Но, поверьте, он принципиально важен для активизации инвестиционного процесса в регионе. В свою очередь инвестиции — это новые предприятия, рабочие места, новое качество жизни. Так, в минувшем году мы привлекли в экономику области 142 миллиарда рублей против 110 миллиардов в 2010. С дальнейшим внедрением в жизнь этого закона масштабы инвестиций будут ещё увеличиваться.
— Нужен ли, на ваш взгляд, закон об уполномоченном по правам человека? Не кажется ли вам, что он в некотором роде будет дублировать функции депутатского корпуса всех уровней, да и исполнительной власти?
— Этот закон очень важен, и я поддержу данную инициативу депутатов. Однако нужно понимать, что уполномоченные по правам человека и по правам ребёнка не будут представителями той или иной ветви власти. Это совершенно другой институт, со своими функциями и возможностями. Я, как губернатор, работаю в интересах каждого жителя области и гарантирую соблюдение закона на территории региона, но и у меня, и у депутатов другой статус и иные полномочия. Важное качество омбудсмена — умение отстаивать права человека перед любыми оппонентами или должностными лицами. Поэтому определять такого человека мы будем с учётом общественного мнения.
— Некоторое время назад было принято говорить, что наш регион упускает некие возможности и наши интересы слабо лоббируются на федеральном уровне. В последнее время этих разговоров не слышно. Как вы оцениваете эффективность лоббизма интересов области в Москве?
— Считаю, мы продвинулись в защите интересов Новосибирской области на федеральном уровне. Показатели этого — внимание к нашей территории со стороны федеральных руководителей, министров и, конечно, финансовая поддержка. В 2011 году, несмотря на очень серьёзную конкурентную борьбу с другими регионами, мы получили дополнительные средства из федерального бюджета по целому ряду программ. Я считаю, что важен каждый рубль, привлечённый на реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития региона.
В этом году Новосибирская область получит из федерального бюджета 2 млрд 300 млн рублей на строительство третьего моста. Ранее мы строили этот мост только за счет областного и городского бюджетов. Конечно, это была очень серьезная финансовая нагрузка. Теперь, с учетом софинансирования федерального бюджета, мы сможем быстрее реализовать другие проекты в транспортной сфере: строительство транспортных развязок на Южной площади, на ул. Петухова, новой станции метро, приведение в порядок 50-километровой зоны от границ Новосибирска, повышение категорийности дорог.
Все должны соблюдать закон
— На страницах газеты мы часто поднимаем тему сохранения лесов в пожароопасный период. Каждую весну вы подписываете соответствующее постановление о недопустимости сельхозпалов и о противопожарных мерах, реализуется программа по усилению противопожарной службы в регионе. Но халатность не только отдельных граждан, но и хозяйствующих субъектов по-прежнему нередко приводит к возгораниям. Как обстоит дело с усилением ответственности для таких нарушителей?
— Раньше на протяжении многих лет вопросу укрепления противопожарной службы уделялось недостаточное внимание, на это фактически не выделялись ресурсы. Комментировать чужие решения не буду. В бюджете 2010 и 2011 годов мы предусмотрели увеличение средств на укрепление материально-технической базы противопожарной, лесной служб — впервые, наверное, за последние 15—20 лет приобрели несколько десятков единиц спецтехники. К примеру, вездеходы, тягачи, которые могут работать даже в болотистой местности. Строим новые пожарные депо. Всего по ведомственной целевой программе «Пожарная безопасность в Новосибирской области на период 2011 — 2013 годов» предусмотрено открытие 29 пожарных депо. Также планируется ежегодно открывать около 20 мобильных постов, преимущественно в районах области. Главная задача — открыть в кратчайшие сроки новые пожарные части и дислоцировать их на всей территории области, чтобы ни у одной части не было нарушения технического регламента по времени прибытия.
Однако хорошее материально-техническое оснащение — это далеко не всё. Важно, чтобы не было пренебрежительного отношения со стороны населения. Сегодня неосторожное обращение с огнем — главная причина всех пожаров.
В самом начале пожароопасного сезона я провёл видеоконференцию с участием глав всех районов и поселений, представителей прокуратуры, ГУВД и дал поручения находить и привлекать виновников сельхозпалов не только к административной, но и к уголовной ответственности. Действия этих недобросовестных сельхозтоваропроизводителей могут угрожать населенным пунктам, людям, обернуться настоящей катастрофой. Тех, кто не соблюдает правила, будем наказывать рублём, они не будут пользоваться мерами господдержки. Все должны соблюдать закон.
— В продолжение темы: очевидно, что промышленный потенциал лесной отрасли в регионе достаточно высок. Как вы считаете, когда он начнёт реализовываться в полной мере? Возможно, следует усилить роль власти в этом вопросе…
— Нужно создать для инвестора, готового развивать нашу лесную промышленность, такие условия, при которых у него будет эффект от производственной деятельности. При этом мы сможем возложить на арендаторов и такие важные функции, как лесовосстановление и защита лесов от пожаров. Но и инвестор должен быть способен обеспечивать именно такую идеологию работы лесной промышленности. К сожалению, пример очень многих регионов показывает, что пока совмещать эти функции не удаётся. На нашей территории положительные примеры работы частных лесхозов, хотя и не очень масштабные, есть это Дубровинский, Сузунский, Ордынский и другие лесхозы.
Проблему детсадов решим
— Василий Алексеевич, в графике ли идет реализация программы по предоставлению новых мест в детских садах? Есть ли отдельный план по решению особо сложных, точечных проблем по отдельным населенным пунктам?
— Да, все работы идут в графике. Главы городов и районов несут личную ответственность за выполнение этой программы. Уже принято решение об увеличении финансирования программы по детсадам из областного бюджета в 2012 году на 800 миллионов рублей, и к концу года мы должны ввести 8209 дополнительных мест — вместо изначально запланированных 5400.
Попадёт тот или иной населённый пункт в программу по детским садам, зависит только от самой территории, от того, готова ли проектно-сметная документация, площадка, предусмотрены ли на это средства в местных бюджетах. Такую подготовительную работу с профильным министерством районы должны начать уже на этапе формирования программы.
В целом областную программу по детским садам, рассчитанную до 2015 года, мы планируем реализовать раньше. Поэтому и увеличили объём финансирования и в 2011, и в 2012 годах.
Как контролировать качество услуг ЖКХ
— На страницах нашей газеты уже вышел целый цикл публикаций и готовится продолжение материалов на тему ЖКХ. Тема платежей за коммунальные услуги — это тёмный лес для многих граждан. Многие люди не понимают, за что они платят, почему именно такую сумму. Когда сфера ЖКХ перестанет быть раздражающим фактором для новосибирцев?
— В квитанции по оплате услуг ЖКХ прописывается за что и в каком размере платит гражданин. Другое дело, что сегодня у граждан и соответствующих муниципальных и государственных структур не всегда есть возможность оценить качество предоставляемых услуг и при выявлении каких-то несоответствий их актуализировать. В создании такой системы нам бы мог пригодиться опыт Саранска, где из единого центра можно отследить параметры каждой услуги. К примеру, если температура подаваемой горячей воды ниже установленного параметра, то стоимость пересчитывается автоматически и люди платят меньше. И так по всем предоставляемым услугам. Считаю, это правильно.
Задача по отладке такой системы — с участием частных инвестиций, бюджета и средств собственников — сегодня поставлена и для нашей территории. Это даст контрольным органам возможность проверять поставщиков и применять к ним соответствующие меры воздействия.
— Сегодня в селе очень много вакансий, причём молодым специалистам предлагается даже жильё, но в районы ехать они всё равно не спешат. Может быть, в привлечении молодёжи на село должны сыграть какие-то другие факторы? К примеру, не заманивать в село городских, а закреплять там местных ребят.
— Согласен, нужно больше привлекать местную молодёжь, готовить её по контракту, предоставлять хорошие условия проживания, и тогда, я уверен, молодые специалисты будут жить и работать в селе. При этом специалисты должны иметь возможность совершенствоваться в профессии. После того, как будет наработан опыт в маленьком населённом пункте, базовая теория воплощена в практические знания, он должен получать возможность идти дальше — ехать в райцентр, затем в областной центр. Это обеспечит мобильность трудовых ресурсов на территории области.
На минувшей неделе работал в Чистоозерном районе, посещал объекты социальной сферы, в том числе побывал в местной ЦРБ. Ее состояние, конечно, не может удовлетворять ни коллектив больницы, ни пациентов, ни власть. Мы приняли решение в этом году подготовить проект, определить площадку, в следующем — приступить к строительству. И за два года построить новую современную ЦРБ. Это решение я обсуждал с коллективом больницы и был очень рад увидеть на встрече молодого специалиста Алену Подорванову. В ноябре прошлого года мы вместе с районными властями были на новоселье у этого специалиста: Алена, как работник бюджетной сферы, получила квартиру. Сегодня она работает в больнице, на новом ультразвуковом оборудовании. Говорит, дома все в порядке. Вот хочу, чтобы таких примеров в области было больше.
Для молодого специалиста важно жилье. Мы уже приняли решение в два раза увеличить темпы строительства жилья на селе. В этом году по программе «Социальное развитие села до 2013 года» будет построено 250 квартир, в следующем — 500.
За последние годы в регионе сделаны серьезные шаги по техническому и технологическому оснащению сельскохозяйственного производства. Многое удалось в этом направлении, но для улучшения качества жизни сельского населения, развития инфраструктуры в предшествующие годы было сделано мало. Сейчас крайне важно объединить усилия всех — органов власти, работодателей, жителей — для скорейшего развития инфраструктуры на селе.
ЦИФРА
На меры социальной поддержки населения и социальные выплаты бюджет региона в 2011 году направил 9 миллиардов 900 миллионов рублей.