Золотой век Таганки
Эти имена и лица — легенды нашего театра и кино
Сегодня на телеканале «Культура» — продолжение авторского цикла Вениамина Смехова «Золотой век Таганки», в котором знаменитый актер вспоминает восемь спектаклей прославленного театра, ставших событием в театральном мире.
Каждая программа — это не просто рассказ о спектакле, но и воспоминание о событиях, предшествовавших и последовавших за премьерой, о людях, благодаря или вопреки которым он состоялся, и, конечно же, об актерских судьбах — Владимира Высоцкого, Зинаиды Славиной, Валерия Золотухина, Бориса Хмельницкого, Аллы Демидовой, Леонида Филатова. Речь пойдет и о других действующих лицах истории Таганки — поэтах, композиторах, сценографах, писателях.
— Золотой век Таганки — это чистый воздух необыкновенного искусства театра, — считает Вениамин Смехов. — Это Юрий Любимов, который создал театр, и актеры, которых он очень любил и которые обожали его. Это восемь спектаклей, судьбы и голоса актеров. Это счастливое время нашей молодости — прекрасное детство Таганки. Эта программа — подарок и для меня, и для зрителей.
К золотому веку Таганки Смехов относит прежде всего первые шесть спектаклей театра: «Добрый человек из Сезуана» (1964), «Павшие и живые» (1965), «Жизнь Галилея» (1966), «Послушайте!» и «Пугачёв» (1967), «Гамлет» (1971). Следующими легендарными спектаклями он называет «Мастера и Маргариту» (1977) и «Дом на набережной» (1980). Известно, что у всех этих постановок непростая (начальство выпускало их в свет, к зрителю долго и мучительно) судьба, хоть и счастливая. За исключением одного спектакля. Как вспоминает автор, спектакль «Мастер и Маргарита» — первый и единственный случай, «когда с Юрием Петровичем Любимовым, не выкручивая ему рук, начальство обошлось дружелюбным рукопожатием. Скорее всего, из опасения перед высшими метафизическими инстанциями».
ФАКТ
Автор программы, актер Вениамин СМЕХОВ:
— Например, «Гамлет» на Таганке переписал заново легенду о самом знаменитом герое Шекспира. Принято считать, что о Гамлете образованные люди знают все. После премьеры многие говорили, что успех Высоцкого — это успех популярнейшего барда, а не принца Датского. Гамлет Высоцкого удивил остротой мысли до ожога, оголенностью нервов до кошмара, саркастическим юмором до самоистязания, и все это при идеальном прочтении стихотворной музыки Шекспира.