Кого поцеловала муза?
В Новосибирске открылась персональная выставка известного российского художника Никаса Сафронова
Перед открытием персональной выставки в Новосибирском художественном музее Никас Сафронов рассказал о том, что нынешний его визит в столицу Сибири — первопроходческий. Уже есть договоренность с региональным минкультом о сотрудничестве, проведении мастер-классов для начинающих творцов, культурном десанте на берега Оби близких Сафронову по духу деятелей искусства. В их числе кинорежиссер Станислав Говорухин, которого гость охарактеризовал как замечательного художника, чья персональная выставка тоже должна заинтересовать новосибирцев, и писатель-юморист Анатолий Трушкин, по словам Никаса, сегодняшний Зощенко.
Путём первопроходцев
Поскольку Сафронов равновесно принадлежит двум мирам — художественному творчеству и светскому гламуру, то вопросы у журналистов и фанатов были пестрые:
— Я видел вас двадцать лет назад, вы ничуть не изменились. Поделитесь секретом, как вам удается так прекрасно выглядеть.
Про супердиеты и пользу отдыха на Лазурном берегу мы ничего не услышали, да и вряд ли бы эти знания кому-то пригодились, сам же интервьюируемый был краток и, возможно, нелукав. Он ответил, что его прекрасная форма — результат недосыпания. Мол, спать меньше надо, и всё у вас будет о`кей…
Томная дама, говорившая о себе в третьем лице и почему-то в мужском роде («однажды ученый-биолог увидел ваши работы и, в общем, влюбился в них»), спросила о заветном, девичьем: есть ли у Никаса муза? На что получила ответ: муза как таковая — абстракция, знак того или иного душевного состояния, нечто «сиюсекундное»: это может быть «девушка, с которой я встречаюсь», какое-то впечатление. А вообще-то, надо са- диться за мольберт, и вдохновение, то бишь Муза, придет… Истица, не особо следившая за логической цепочкой высказывания кумира, грустно вздохнув, бормотала себе под нос: «Значит, всё время разные…»
Квартирный вопрос непрост
Квартирный вопрос тоже интересовал сибиряков (апартаменты Сафронова в центре столицы с антикварной мебелью, мраморами и подлинной мозаикой давних веков — нередко в объективе телеканалов). В ответе Никас был прямым и щедрым, как никто другой. Он сказал, что наконец закончил ремонт своей московской квартиры, который делал 11 лет, и влёгкую пригласил всех присутствующих к себе в гости. Тем более что областному министерству культуры он уже пообещал провести здесь мастер-классы для талантливых ребят.
Декларацию о доходах не запрашивали, однако Никас счел необходимым высказаться о своем роскошном жилище и с этой стороны:
— Мне нечего стыдиться, это — мои деньги, 80 процентов из которых я зарабатываю на Западе. Да, это дорогая квартира. Но деньги я не воровал: это мой труд, мои глаза, мое недосыпание. Я делал её для людей: хочу оставить городу как музей… Есть предвзятое мнение, что художник должен быть нищим, бедным, помоечным. И вот потом он умрё-ё-ёт, и его творчество высоко-высоко оценят. Неправда: и Веласкес, и Леонардо, и Караваджо все были богаты… В большинстве случаев так: если художник не заявит о себе при жизни, никто не будет поддерживать его…
…Вот тут, едва ли не на полуслове, и «рвануло»: Новосибирск продемонстрировал, что он находится на передовой линии фронта, скажем так, в дискуссии актуального и традиционного искусств. В бой ринулся один из представителей знаменитой артгруппы «Синие носы». Вопросы свистели как пули у виска. Суть их сводилась к тому, что коммерциализированное, успешное, раскрученное искусство, представителем которого является Сафронов, не искусство, и вообще пусть назовет персональные выставки в «серьезном музее», если они у него были… А вот его, «Синего носа», работы известны даже на Кубе… И так далее, и так далее…
Столичный гость был внешне невозмутим, но тоже, что называется, завёлся, окрестив творчество оппонентов «мусором, выдаваемым за искусство». И резче: «У вас, если человек нагадил у двери и убежал — это перфоманс, если нажал кнопку звонка и остался — инсталляция…» И еще: «Если на вас будут равняться дети, они вообще перестанут рисовать…»
…Словом, через несколько минут весёлые и довольные все отправились на выставку. Картины радовали глаз. Большинство из них — портреты знаменитостей из серии «Река времени». Тут вам и Ди Каприо, и Клуни, и Де Ниро в одеждах разных эпох, будто с полотен старых мастеров. И наши знаменитые знакомцы — режиссер Павел Лунгин, ученый и телеведущий Николай Дроздов, актриса Татьяна Васильева, конечно же, автопортреты и прочее. Публика была счастлива и пиететна к увиденному, но время от времени демократично дергала мастера за рукав: «А вот вы мне объясните…». Никас любезно и тоже демократично объяснял. Искусствоведов волновало: подлинники на стенах или что иное?..
И вот главная сенсация: примерно на двадцатой минуте вернисажа задирака «Синий нос» и Никас искренне и сердечно пожали друг другу руки и пришли к консенсусу: пусть на полях искусства цветут все цветы!