USD 105.0604 EUR 110.4943
 

В центре города — в сердце зрителя

Татьяна ШИПИЛОВА
Фото Виктора ДМИТРИЕВА www.x1.ru
Фото Виктора ДМИТРИЕВА www.x1.ru

Новосибирский театр оперы и балета накануне своего дня рождения был, как никогда, щедр на подарки

Никто не станет спорить, что театр оперы и балета — любимец новосибирцев. Поэтому каждый его — ровесника Победы — день рождения, даже не круглая дата, — событие. По крайней мере, для той части жителей мегаполиса, которую директор НГАТОиБ Борис Мездрич называет «профессиональными любителями театра».

Возникла эта генерация людей, считает он, не сама по себе, а благодаря тому, что в городе вот уже несколько десятилетий существует уникальный музыкальный «холдинг» — оперный, консерватория, симфонический оркестр филармонии, хореографическое училище (колледж), средняя специальная музыкальная школа-лицей при консерватории. Он-то и сформировал внутри и вокруг себя несколько поколений людей, для которых музыкальное искусство, без преувеличения, — жизненная необходимость.

Кстати, недавно в ходе зрительского конкурса Большой театр Сибири стал обладателем символичного слогана: «В центре города — в сердце зрителя».

К своему 67-летию, которое по традиции отмечается 12 мая, театр готовит публике традиционный подарок — гала-концерт. Программу его составили художественный руководитель балета Игорь Зеленский и главный дирижер Айнарс Рубикис. Причем, помимо заявленных любимых новосибирцами номеров из репертуарных спектаклей, в ней будет немало настоящих сюрпризов.

И всё это на фоне апреля, который, можно считать, весь состоял из подарков нам, зрителям.

Многоцветье апреля
Сначала был «Корсар» — премьера балета Адана, который когда-то, в далеком 1946 году, стал первой страницей славной балетной истории Сибирского колизея. Этот балет, как в свое время одноименная романтическая поэма Байрона, покорил мир. Его ставили, ставят и, наверное, будут ставить, не взирая, а скорее вдохновляясь 200-летним возрастом сюжета о благородных морских разбойниках. В России с середины XIX века прижилась хореография Петипа, который тоже как-то по-особому любил этот балет и совершенствовал его всю жизнь. Версия, созданная на этот раз на новосибирской сцене Игорем Зеленским и известным питерским балетмейстером Вячеславом Хомяковым, — по их словам, немного ироничный взгляд современного человека на преувеличенные страсти героев спектакля при безусловном восхищении гением Петипа…

Тон этому роскошному сказочному действу задает, безусловно, сценография грузинского художника Давида Монавардисашвили. Проекция мятежного парусника, летящего по волнам, пиршество знойных красок восточного базара, прохлада гротов и мрачная изысканность дворцовых покоев — замечательный фон для незамысловатой интриги о пленении, а затем спасении из рабства красавиц. Новосибирская труппа демонстрирует высший класс и упоение классическим танцем, который здесь особенно эффектен в мужских партиях. Словом, все радует глаз — один «Оживленный сад» чего стоит! — и ласкает слух. Публика с восторгом принимает подарок. В репертуаре, судя по всему, прописался спектакль, обреченный на многолетний переаншлаг…

Путь трудный, духовный
Исполнение через несколько дней в НГАТОиБ «Реквиема» Верди — событие мирового масштаба. За две с половиной недели билетов в кассе не осталось вообще, а были они недешевы. Видеть на афише у входа в театр хотя бы одно из четырех имен солистов, что были на ней, означало, что ты — счастливчик. Сопрано Вероника Джиоева, меццо-сопрано Миоко Фуджимура, тенор Алексей Долгов и бас Ян Мартиник. Не говорю уже о дирижере Айнарсе Рубикисе, который всю эту мощь и великолепие объединил: звездных солистов, оркестр театра в полном составе и два хора — новосибирского оперного (гл. хормейстер Вячеслав Подъельский) и Городской академический хор Барнаула (худ. руководитель Александр Тарнецкий). На сцене — 190 человек, в зале — 1700.

Но дело, конечно, не в цифрах, а в музыке, которую нам подарили эти талантливые люди, музыке, обручившей композиторский гений Верди с христианской идеей. Как говорил накануне маэстро Рубикис: «Мы старались найти в этой работе духовный путь, найти душу Верди как самого обыкновенного человека на этой земле, забыть про оперу, не пустить ее сюда, исполнить «Реквием» как жанр».

…Первыми после долгих-долгих оваций со сцены через зал ушли солисты, потом вернулись, потому что расстаться с ними у публики не было сил… Потом так же, через зал с инструментами, прошли оркестранты, им тоже аплодировали продолжительно и, что называется, адресно. Хоры потихонечку со своих ступенек плавно двинулись к краю сцены, и тут зрители совсем не в стиле академического регламента закричали: «Молодцы!», а хористы в ответ — «Спасибо!» Потому что счастливчиками себя чувствовали все. И в первую очередь оттого, что исполнение этого произведения всегда эксклюзив и это как раз тот случай, о котором говорят: сошлись все звезды.

Расположенье звёзд
На «Золотой маске», куда возили «Кармен» Ролана Пети, формально за новосибирцами осталось только звание номинантов, а не лауреатов. То есть в строгом смысле — в решении жюри — звезды для нас не сошлись. Хотя, все знают: быть избранным в номинанты национального театрального конкурса уже, можно считать, награда... Фактически был переполненный зал, чрезвычайно теплый прием москвичей, восторженные рецензии и новообретенные поклонники-болельщики среди столичных балетоманов и журналистов. Которые потом, кстати, пеняли жюри в своих изданиях: «Незамеченным оказался и легендарный балет Ролана Пети «Кармен», с блеском исполненный артистами Новосибирского театра оперы и балета. Зато малоинтересные опусы пермяков, объединенные в программу «Видеть музыку», одарили спецпремией музыкального жюри «за поиски современной хореографии». Поиски-то, извините, из вчерашнего дня...» («Московский комсомолец», 18 апреля).

Участники спектакля чувствовали себя победителями, так как отработали оба одноактных балета, «Шопениану» и «Кармен», прекрасно. Когда отшумели овации, за кулисы поздравить артистов с блестящим выступлением пришли и губернатор Новосибирской области Василий Юрченко, находившийся в эти дни в Москве, и знаменитый спортсмен Александр Карелин. Много добрых слов услышали в этот вечер новосибирцы от директора «Золотой маски», нашей землячки Марии Ревякиной.

Формула счастья
Через три дня после «Маски», уже в Новосибирске, на спектакль НГАТОиБ опять невозможно было добыть заветный «лишний билетик»: Айнарс Рубикис дирижировал «Богему» Пуччини, и вновь зрители ощущали себя на седьмом небе. Музыка была, как исповедь о жизни в искусстве, — с её вдохновенными взлетами, творческими кризисами, а в общем-то, о счастье художника чувствовать и любить глубоко, страстно, не обыденно…
Вероника Джиоева трогала сердца кротким угасанием красавицы-белошвейки в своей любимой партии Мими, где ей поистине нет равных. Ирина Чурилова (Мюзетта) очаровала публику не только вокалом, но и неким парижским шиком. Богемный квартет: Хачатур Бадалян, Павел Янковский, Максим Аниськин и Андрей Триллер — впечатляли, как прекрасным пением, так и артистизмом. Как всегда, убедителен в обеих ипостасях и сразу в двух ролях (домовладельца Бенуа и богача Альцдинера) был любимец зрителей, бас Николай Лоскуткин.

Оговорюсь: такой длинный ряд превосходных эпитетов, опять же к нашей зрительской радости, не перебор, не дань собственной восторженности. Наша гордость — Новосибирский театр оперы и балета действительно находится в прекрасной творческой форме. Это мнение ведущих музыкальных и балетных экспертов, авторитетных коллег с мировыми титулами и заслугами, а также прессы тех городов и стран, где новосибирцы недавно побывали с гастролями. И поэтому, когда смотришь апрельскую, майскую афиши, афишу сезона, честное слово, сам себе как зрителю завидуешь. А когда человек сам себе завидует, это, наверное, и называется счастьем.

С днем рождения, театр!

ДОСЛОВНО
Ян МАРТИНИК, солист Берлинской Комише Опер и Пражского национального театра, лауреат Международных конкурсов:
— Уже на репетиции я был поражен звучанием оркестра, хора — всё прекрасно, удивительно. Мне очень приятно петь в этом театре, в этой команде.

Фотографии статьи
«Корсар» — сказка на все времена. Фото Виктора ДМИТРИЕВА www.x1.ru
«Реквием»: зал и сцена — единое дыханье. Фото Виктора ДМИТРИЕВА www.x1.ru
«Реквием»: зал и сцена — единое дыханье. Фото Виктора ДМИТРИЕВА www.x1.ru