Заплыв мальков
Нынешней весной в Обь уже выпустили более 25 миллионов личинок пеляди
В Новосибирской области второй год подряд проводится процедура так называемого зарыбления водоёмов в качестве компенсации за экологический ущерб, причиненный предприятиями. Выпускают мальков в воду специалисты «Верхнеобьрыбвода», Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству и общественники.
За Кудряшами, в паре сотен метров от того места, где очередные шесть миллионов личинок только что были выпущены в Обь, сидит группка рыбаков. Клёв сегодня хороший, у многих вёдра уже полны чебаков и краснопёрок. Глядя на них, возникает ощущение, что поймать рыбку легко, а вот выпустить её в реку — целая наука.
В каждом из плотных полиэтиленовых мешков по 100 тысяч личинок. Прежде чем его завязать для отправки к месту, воду насыщают чистым кислородом из баллона, чтобы личинки не задохнулись. В этот раз почётную обязанность взял на себя наш водитель, не давший умереть шести миллионам малюсеньких пелядей.
Но и на берегу реки сразу мешки опорожнять нельзя. В Оби температура воды 5 градусов, а в мешках — около 8-ми. Эта разница может привести к температурному шоку — личинка не погибнет сразу, но будет вялая, неактивная, с низкими шансами на выживание. Поэтому специалисты опускают мешки в речную воду, чтобы сравнять температурные показатели. Только после этого «истомившиеся» мальцы тучными стаями отправляются вниз по течению.
Под микроскопом личинка пеляди размером около полусантиметра выглядит забавно — два «огромных» глаза и маленькое тельце. К осени этот микроорганизм уже дорастёт до вполне промыслового размера, а через три года сам сможет приносить потомство. Но рождение рыбки начинается за полгода до того, как ему суждено добраться до большой воды. Икру привозят из Томской области и инкубируют в экспериментальном мобильном рыбоводном пункте «Верхнеобьрыбвода». После появления из икринки личинка около трёх дней живёт в специальных чанах, а потом отправляется к постоянному месту проживания. «Верхнеобьрыбвод» работает не только по компенсационной программе, но также в рамках государственного задания и по договорам с арендаторами частных рыбоводческих хозяйств. Стоят личинки недёшево, но зарыбить озеро и организовать там рыбалку для любителей или создать промысловый участок — тоже хороший бизнес. По крайней мере, должно таким стать — на это направляются и региональные средства, и частные инвестиции.
Около 25 новосибирских предприятий добровольно возмещают урон, наносимый их хозяйственной деятельностью. Учёные определяют размер ущерба, причиненного конкретным субъектом, начисленные средства как раз и идут на зарыбление рек и озёр. В прошлом году в водоёмы области, преимущественно в Обь, было выпущено более 50 миллионов личинок пеляди, нельмы и муксуна. В этом году планируется выпустить примерно в полтора раза больше. Первые 26 миллионов будущих рыбок уже отправились в своё первое большое путешествие по Оби.
ДОСЛОВНО
Сергей Пунзырёв, временно исполняющий заместителя руководителя Верхнеобского территориального управления:
— Считаю, что предприятия, которые финансируют данную акцию, показывают пример остальным. Иногда в хозяйственной деятельности нельзя обойтись без ущерба водным биоресурсам, но возмещение урона помогает их скорейшему восстановлению.
ЦИФРА
3 млн руб. стоит один миллион личинок нельмы. Один миллион личинок пеляди стоит 180 тысяч рублей.