Инфантильное чтиво
Всё больше молодых людей выбирают фэнтези или телевизор
Молодые люди с книгой в руке — не редкость в магазине, транспорте и даже на улице. Но что они читают? Этот и другие вопросы обсудили на круглом столе «Чтение в современной России: кризис или смена читательских предпочтений», который прошел в Государственной публичной научно-технической библиотеке (ГПНТБ).
Гуманитарии разбились на группы
В дискуссии, приуроченной ко Всемирному дню книг и авторского права, приняли участие ученые, работники библиотек и простые читатели, многие из которых оказались студентами и будущими кадровыми военными. Именно молодые люди и вызывают беспокойство ученых и библиотекарей.
В исследовании, проведенном под руководством доцента кафедры психологии и педагогики НГТУ Антона Тараканова, приняли участие 93 студента гуманитарных специальностей разных вузов. Многие из них (39 человек) оказались читателями с потребительски-гедонистической направленностью чтения. Они предпочитают фэнтези, детективы, любовные романы и читают только для развлечения. В произведении они в первую очередь отмечают интерес, эмоциональность, увлекательность, образность и остроту сюжета.
Вторая группа — читатели социально-коммуникативной направленности (29 человек). Они выбирают современную интеллектуальную литературу — например, романы Пелевина, Крусанова и Грасса. Для таких читателей важнее всего информативность и остроумность книги, возможность расшифровать авторскую символику и понять смысл, недоступный другим. Но для них не менее важно быть в курсе последних тенденций литературы, чтобы не попасть впросак при обсуждении этих самых тенденций.
Наконец, третья группа — это читатели с познавательно-эстетической направленностью (23 человека). Они предпочитают произведения классической и современной интеллектуальной литературы — в том числе Достоевского, Диккенса или Сэлинджера. В первую очередь эти ребята отмечают остроумность, осмысленность и рефлексивность книги. Чтение дает им дополнительную возможность для осмысления себя и развития своей личности.
Библиотека в кармане
Главный библиотекарь отдела научно-исследовательской и методической работы ГПНТБ Оксана Макеева подчеркивает: работникам библиотек нужно работать не только с детьми и с пенсионерами, но и с новой для себя аудиторией — людьми от 20 до 40 лет. Они уже привыкли читать электронные книги и с возрастом вряд ли потянутся в классические библиотеки.
Это подтверждает курсант Новосибирского высшего военного командного училища Матвей Сафонов. Он полагает, что главное — читать, и не так уж важно, с книжной страницы или с экрана смартфона:
— Мне удобнее скачать книгу из интернета и записать ее в телефон, нежели таскать с собой большой том. Например, в мою командирскую сумку большая книга просто не войдет, а в телефоне я могу читать любое по объему произведение. При этом я могу купить понравившуюся мне книгу в бумажном, даже коллекционном издании.
Вижу текст, понять не могу
Главная проблема, однако, не в том, что бумажная книга понемногу уходит в прошлое. Ведущий библиотекарь Новосибирской областной юношеской библиотеки Евгений Соснин отмечает, что увеличение количества информации произошло вместе с добровольной изоляцией человека от общества. Многие люди проводят свободное время за экраном компьютера в своей комнате. Это приводит к распаду социальных связей, без которых разрушается нервная система. Что в свою очередь накладывает отпечаток и на возможность познавать мир.
— До работы в Новосибирской областной юношеской библиотеке я преподавал в НГТУ, — рассказывает Евгений Соснин. — Наблюдение за студентами в течение 15 лет привело меня к выводу: чем больше становится источников информации, тем в большей степени молодежь теряет способность ее искать. Были такие случаи, когда человеку были доступны и интернет, и библиотека, а он просто не мог извлечь оттуда то, что ему нужно. В последние годы студенты просто не воспринимают объемные сложные тексты — не могут их читать. Были такие случаи, когда студентки плакали на зачете и говорили: «Я не могу прочитать эту книгу!», хотя речь шла об обыкновенном учебнике по исторической грамматике русского языка.
Будем надеяться, что эта тенденция не станет массовой.
ФАКТ
Первая библиотека из глиняных табличек была найдена в вавилонском городе Ниппур. Предположительно, ее собрали за 2500 лет до нашей эры.