Профессия с «железным» трудоустройством
Новосибирский профессиональный лицей № 10 имени Н. Лунина за 90 лет подготовил более 35 тысяч специалистов-железнодорожников
Соглашение о создании ресурсного центра на базе профессионального лицея № 10 было подписано в конце октября 2011 года. За истекшие шесть месяцев в модернизацию учебно-производственной базы учебного заведения вложено более шести миллионов рублей.
Основной заказчик железнодорожных кадров — ОАО «Российские железные дороги», которому сегодня и в перспективе требуется все больше специалистов. А это значит, что ребята — нынешние учащиеся лицея и те, кто намерен в него поступить, гарантированно обеспечены рабочими местами и заработками выше среднего уровня по региону.
Рабочие и служащие железной дороги имеют ряд дополнительных преимуществ в социальной сфере: каждый рабочий пользуется услугами ведомственных медицинских учреждений, санаториями, детскими садами и так далее. Все учащиеся лицея стали членами профсоюза работников железнодорожного транспорта.
Заказчик — попечитель — работодатель
Лицей исторически, с момента своего основания в 1922 году, был ориентирован на подготовку рабочих специальностей для железной дороги. В последнее время это направление получило серьезный толчок к развитию. В 2011 году на развитие ресурсного центра из областной казны было выделено более шести миллионов рублей. А это и современные классы, и лабораторное оборудование, и компьютеризация учебного процесса.
А предприятия железной дороги помогли в создании учебного мини-полигона. Участие в будущем молодых кадров определяется для работодателя не только перспективами трудоустройства. Интересует в первую очередь качество образования и уровень подготовки на этапе выпуска готового специалиста. На предприятия железной дороги должны поступать кадры, способные работать на новом оборудовании. А потому логично, что работодатель сам заботится об этом не на словах, а на деле.
В десятке востребованных
Создание ресурсного центра, по сути, является апофеозом партнерства между государством и работодателем, обоюдно заинтересованных в продвижении на рынке профессиональных образовательных услуг специальностей служб локомотивного и вагонного хозяйства, которые особенно востребованы сегодня: машинист локомотива; помощник машиниста локомотива; слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава; слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава; проводник на железнодорожном транспорте; бригадир-путеец. Их готовит легендарная лунинская «десятка», единственная в Новосибирске. С филиалом в Барабинске, где, кстати, есть общежитие для иногородних учащихся.
— Предприятия Западно-Сибирской железной дороги принимают активное участие в работе и развитии лицея, — говорит директор профессионального лицея № 10 имени Н. Лунина Мария Кирсанова. — Содействуют в прохождении нашими учащимися учебной и производственной практики, стажировок. В конечном итоге принимают этих же ребят на работу. Это «железное» трудоустройство. К слову, в отрасли и по тем специальностям, которые готовят в лицее, уровень заработной платы по региону сложился не ниже 20—25 тысяч рублей. Плюс все социальные гарантии. В наше время это, пожалуй, должно быть главным ориентиром в выборе профессии. Нужно руководствоваться практическими соображениями, а не иллюзиями. Ничего не имею против юристов или экономистов. Скажем так, на сегодняшний день потребности в железнодорожных специалистах превышают количество кадров, которые мы готовим к выпуску. Это значит, что у наших выпускников есть еще и возможность выбора.
Ярмарка будущих профессий
В районах и городах Новосибирской области проходят ярмарки учебных мест. Акцент делается на популяризацию рабочих профессий. В областном центре ярмарку посетили около 4 000 будущих выпускников школ. В профориентационном мероприятии приняли участие 77 учебных заведений профессионального образования региона, а также Центр развития профессиональной карьеры. В рамках ярмарки была представлена не только информация об условиях поступления в образовательные учреждения, программах обучения, но и, что главное, о востребованности тех или иных специальностей на рынке труда, перспективах трудоустройства после получения профессии.
Как отмечают сотрудники министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, преимущество такой формы работы со старшеклассниками в том, что за относительно короткий срок времени ребята могут получить большой объем информации, не выезжая за пределы района или города, где они живут.
ФАКТ
По данным управления занятости населения, предприятиям региона требуется более 29 тысяч сотрудников. Наиболее востребованы слесари, водители, медработники, машинисты, инженеры, уборщики, операторы, грузчики, швеи, токари, охранники, повара, электромонтеры, электрогазосварщики.