Академия нужных вещей
Если на групповых, коллективных вернисажах две-три его авторские работы вызывают интерес «этнографический», лёгкую улыбку узнавания знакомой обжитой реальности, то на персональных выставках лидер новосибирских творцов в жанре «ассамбляж» Евгений Кирьянов даёт нам возможность убедиться в художественной состоятельности и самодостаточной ценности этого направления изобразительного искусства.
Словно Колумб, возвратившийся из Вест-Индии, страны чудес и сказочных богатств, он будоражит ум и воображение зрителей своими творениями, созданными из непривычного материала — скажем так, технического мусора и отживших свой, иногда очень короткий, век бытовых вещей. То есть в качестве собственных произведений автор представляет композиции из объектов, созданных не с художественной целью. Однако, перенося их в художественное пространство, Кирьянов открывает совершенно иные их свойства, способные удивительным образом воздействовать на аудиторию.
С иронией о серьёзном
Переосмысливая опыт предыдущих поколений художников, Евгений Кирьянов действует очень избирательно. Так, если ирония и прослеживается во многих работах автора, то вместо абсурда, зачастую предлагаемого поп-артом, его произведения удивительным образом представляются не просто логичными, подчас — глубокомысленными. И это не дежурный комплимент.
Специалистами по социопсихологии сформулирован главный принцип современного мира: разовое удовлетворение разовых потребностей. Отчуждение человека и предметного мира в постиндустриальном обществе стало проклятием. Наше время характеризуется всевозрастающей иллюзорностью духовного мира человека: люди часами сидят в интернете, общаются, играют, совершают покупки, торгуют, знакомятся, заводят романы. Виртуализации подвергаются самые интимные cферы бытия. Попытка восстановить в поражённых правах предметность, осязаемость, конкретность — вот творческое кредо Евгения Кирьянова.
Неутомимый собиратель технического мусора, отслужившей аппаратуры, бижутерии и игрушек, часовых механизмов, испорченных замков, засохших корней и коряг, Кирьянов стал частым посетителем городских свалок, блошиных рынков, чердаков, сараев и прочих подобных мест. Причем подготовительный этап для создания композиций забирает массу времени и физических сил: нередко приходится обивать пороги административных структур, чтобы попасть на территорию завода или базы — места скопления металлолома.
Приняли как родного
…Большое впечатление на художника произвели приглашение и показ его персональной выставки «POP-ART-ктика» весной 2011 года в Санкт-Петербурге, где в залах музея нонконформистского искусства, в арт-центре «Пушкинская, 10», он был тепло принят специалистами и публикой. Несколько работ Кирьянова были отобраны для постоянной экспозиции музея.
Это событие, несомненно, придало творческих сил и привело к определенным шагам, позволившим Евгению Кирьянову более последовательно пропагандировать принципы assemblage в родном городе. Так, проект «Соответствие», прошедший летом 2011 года в городском Центре изобразительных искусств, и недавняя коллективная выставка «Неоправданная предметность» в краеведческом музее предоставили возможность многим новосибирским авторам показать свои работы этого жанра на лучших выставочных площадках города. Сам Евгений Кирьянов предстал на данных вернисажах как зрелый и разносторонний мастер. А его персональная выставка «Сны эмбриона» в краеведческом музее показала: автор уходит от камерности к более крупному пространственному материалу — в экспозиции появилась скульптура из чугуна, стали, алюминия. Уместными в новом мировосприятии художника оказались инсталляции из дерева и картона. Его новые произведения, представленные на юбилейной выставке новосибирской организации «Творческий союз художников» в ГЦИИ, признаюсь, и вовсе имеют особую энергетику, оказывая поистине магнетическое воздействие на зрителей. Наверное, в немалой степени оттого, что конструкции эти заключают в себе щемящую психологическую глубину. «Программа по заявкам. Одиночество в мегаполисе», «Хрущёвка», «Испытание», «Прогулка» — даже названия говорят о многом.
…Каждый раз, когда удаётся показать свои ассамбляжи и инсталляции публике, Евгений облегчённо вздыхает, предполагая, что «перевалил всё содержимое своей головы на головы зрителей». Но, оказывается, не всё удаётся перевалить. Груды ненужных вещей подсказывают новые темы и по-прежнему манят автора своей, не всякому понятной с первого взгляда, поэзией.