USD 102.5761 EUR 107.4252
 

В авиации, как на передовой

Бывший командир корабля Михаил РУССКИХ
Ту-104
Ту-104

Я вспоминаю далекий 1944 год, когда мой инструктор, Женя Тарасов, выпуская меня в первый самостоятельный полет, сказал: «Запомни, ты один в бескрайнем небе и никогда и ни от кого не жди помощи, что бы с тобой ни случилось. Если самолет еще держится в воздухе и хоть каким-то способом управляется, значит, не все потеряно. Не паникуй. Сохраняй ясность мысли. И ты обязательно найдешь выход».

Хотелось бы рассказать об одном полете и предупредить молодых летчиков, удержать их от принятия опрометчивых решений. Бывает, что отступление от установленных правил незначительное, но к последствиям оно может привести необратимым.

На Ту-104 наш экипаж выполнял рейс Новосибирск — Владивосток с посадкой в Иркутске и Хабаровске. При вылете из Иркутска оказалось, что пассажиров на борту 110 человек и перевес груза на две тонны. Экономические показатели полетов стали интересовать в первую очередь. Решили взять топлива на две тонны меньше.

При заходе на посадку в Хабаровске экипаж получил команду уйти на запасной аэродром в связи с занятостью полосы. Пришлось нашим летчикам взять курс на Владивосток. До посадки оставалось четыре километра. И тут инженер докладывает, что топлива осталось на пять минут полета. Один из двигателей остановился. Второй — отказал, едва шасси коснулось полосы. Диспетчер дает команду: «Выключить двигатели и ждать буксировщика» — хотел спасти экипаж от расследования. Самолет, как только встал на стоянку, тут же заправили топливом. Капитан корабля от пережитого напряжения не мог встать на ноги.

История до сего момента была известна лишь узкому кругу людей.