Вверх по карьерной горизонтали
Современный работодатель выдвигает едва ли не главными характеристиками кандидата на рабочее место ответственность, инициативность и желание работать.
Рынок труда подвижен. Неизменным, пожалуй, остается главенство спроса. На каких работников сегодня наибольший спрос? Нам готовы сделать скидку на недостаточный уровень профессионализма, ведь со временем можно повысить квалификацию. По мнению работодателя, это сделать значительно проще, чем привить навыки трудолюбия и честности, стремления к постижению мастерства в профессии.
Говорят, в здоровом карьеризме нет ничего плохого. Профессиональные амбиции играют роль толкача. С другой стороны, не слишком ли узко мы понимаем слово «карьера»? Об этом, а также о новых требованиях к кадровому персоналу, переменах в отношении новосибирцев к личному профессиональному успеху мы беседуем с директором Новосибирского центра развития профессиональной карьеры Мариной ГАВРИЛОВОЙ.
Равнение — на профессию
— Марина Анатольевна, профориентация — важный момент в жизни молодого человека. От выбора профессии зависит, как в дальнейшем сложится жизнь, сможет ли человек найти свое место, достичь успеха. Это так?
— Ошибочно считать, что профессиональная ориентация нужна только на этапе выбора профессии школьниками перед их поступлением в учреждения профессионального образования. На разных жизненных этапах нам приходится сверять свой профессиональный ориентир. Сначала мы выбираем профессию, потом — учебное заведение, далее предстоит определиться со сферой деятельности, где может быть применено полученное образование. Наконец, когда молодой специалист придёт на производство, у него возникает вопрос: какие компетенции необходимы, чтобы развиваться профессионально, быть максимально востребованным. И это все связано с профессиональной ориентацией.
— То, о чем вы говорите, для многих станет, я думаю, в некоторой степени откровением. Обычное дело, когда выпускник школы выбирает профессию по совету родителей или потому, что зарплата большая, и так далее. А потом оказывается, что и работа не по душе, и тяжело, и рутина, и платят мало.
— Внутри нас живет мечтатель. Тот, который творит, выдумывает. Но мечта может так и остаться на уровне мечты, если ничего не предпринимать. Чтобы построить карьеру, надо воспитать в себе наравне с романтиком еще и реалиста, который будет пошагово строить стратегию достижения мечты. Между мечтой и целью разница в действии. Но и цели надо ставить достижимые. Часто за красивой картинкой из жизни знаменитого артиста или телеведущего мы не видим, чего стоил этот блестящий результат. С какими трудностями был сопряжен его успех? Я бы рекомендовала: прежде чем сделать свой выбор в пользу популярной профессии, повстречаться с ее представителями и спросить прямо: что там, за красивой картинкой? И решить для себя: готовы ли вы к серьезным усилиям и даже жертвам?
Сейчас есть возможность ознакомиться с перечнем всех профессий и квалификационными требованиями, которые к ним предъявляются. Что касается иллюзий на пути взросления, то от них рано или поздно придется избавляться. И лучше это сделать до того, как возникнут разочарования, когда ты пришел на работу и уже в первый год понимаешь, что это не твое, что ничего не можешь добиться в профессии.
Всегда есть выбор
— И что же делать, если человека все-таки постигло подобное разочарование?
— Это ни в коем случае не тупик! Есть вариант получить дополнительное образование. Это хорошо, если человек готов остаться в профессии при условии, что поменяется характер его деятельности. Или, если есть возможность, получит другое образование. Третий вариант: использовать полученные навыки, знания в смежной профессии. В этом смогут помочь наши карьерные консультанты. Ведь каждый из нас на пути получения образования приобретает определенный багаж знаний в области различных дисциплин — маркетинга, экономики, философии, психологии. Я знаю людей, которые закончили факультет психологии, но работают режиссерами.
— По вашему опыту, кому проще перепрофилироваться: людям с техническим или гуманитарным образованием? И реально ли перейти из одной сферы в другую?
— Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Это разделение условное. На момент выбора профессии необходимо определиться, какие наклонности преобладают у человека — технические или гуманитарные. Простой пример: молодой человек с гуманитарными наклонностями идет в экономику или в бухгалтерию, потому что, как его мама говорит, эта профессия будет его всю жизнь кормить. Парню придется ломать себя постоянно: пока будет учиться, потом в повседневной деятельности. Я редко встречала в своей жизни людей, которые меняли гуманитарную профессию на техническую, чаще происходит наоборот. Но уверена, что все возможно, было бы стремление.
— Таким образом, выбирая профессию надо руководствоваться не только интеллектуальными способностями, но и психологическими наклонностями?
— Безусловно. И еще — вдохновением. Без него не будет легкости и удовлетворения от работы.
Карьера — необязательно лестница вверх
— Полагаю, что с тех пор, как в 2009 году в Новосибирске был открыт Центр развития профессиональной карьеры, вам пришлось корректировать направления своей деятельности. Какие услуги особенно востребованы?
— Нам необходимо всегда быть на одной волне с участниками рынка труда. Поиск новых форм и актуальных направлений — наша практическая работа в контакте с молодежью. Сейчас люди хотят больше знать о себе. Поэтому если раньше мы упор делали на большие трехдневные семинары, то сейчас — на тематические мастер-классы, практикумы и тренинги, которые помогают развить компетенции, необходимые в жизни и профессиональной деятельности. С 2012 года используем в своей работе коучинг, получивший в последние годы большую популярность в нашей стране.
— Допустим, если человек в выборе профессии ограничен: родился и вырос в селе, получил сельскую специальность. Какую карьеру может построить или, точнее, развить механизатор или сельский учитель?
— Ошибка в том, что мы под словом «карьера» понимаем исключительно восхождение по вертикали. На самом деле она может развиваться и горизонтально. Мы называем это движением в глубь профессии, оттачиванием навыков, расширением профессиональных знаний. Быть классным механизатором, незаменимым специалистом в своем деле — фаза мастерства. «Иди к Петровичу, он знает!» — тракторист Иван Петрович среди односельчан и даже для начальства — большой авторитет. Он реализовался в профессии. Или взять сельского учителя, у которого может появиться свой авторский проект, новаторские методики преподавания своего предмета. Ведь, чтобы построить карьеру, педагогу вовсе не обязательно занять место директора школы. Посмотрите, мы же с вами хотим попасть на приём к высококлассному врачу и ребенка хотим отдать в школу, где его будут учить классные учителя, как говорится, от бога. Педагоги, которые несут любовь к своему предмету, прививают детям тягу к знаниям. Вот это асы в профессии, они ювелирно владеют тонкостями работы. И карьерная горизонталь в отличие от вертикали не имеет потолка.
СПРАВКА
В рамках государственного задания Центр развития профессиональной карьеры на бесплатной основе оказывает комплекс услуг для молодёжи от 14 до 29 лет:
— индивидуальное психологическое, профориентационное и карьерное консультирование, тестирование и тренинги;
— оценка профессиональной компетентности;
— профориентационные игры;
— семинары, практикумы и мастер-классы по социальной адаптации молодежи;
— подготовка резюме и размещение его на сайтах, подбор вариантов трудоустройства с помощью сети интернет, СМИ;
— срочная информационная помощь по вопросам трудоустройства и профессионального обучения;
— информирование учащейся молодежи о ситуации на рынке труда и востребованных профессиях;
— консультирование работодателей;
— методическое сопровождение специалистов.
ФАКТ
Сфера деятельности Центра развития профессиональной карьеры — создание условий для повышения конкурентоспособности молодёжи и её социальной адаптации на рынке труда. Вся информация — на сайте центра: www.prof-karyera.ru