Достойно жить, достойно работать
Но глава района Сергей Яцун считает: главное — направить результаты растущей экономики на решение социальных задач.
Равнение — на лидера
— Сергей Александрович, Барабинский район образован в 1936 году. Получается, что он на год старше Новосибирской области?
— Дело не только в возрасте, куда важнее, что мы прожили три четверти века одной жизнью. Что бывало важно и нужно области в целом, то важным и нужным для себя считали барабинцы. Мы и сейчас стараемся не отставать в общих делах от Новосибирской области. Достойные результаты по итогам прошлого года показали, например, сельские товаропроизводители района. Среди них нет ни одного, который бы сработал с убытками. Наш лидер — акционерное общество «Устьянцевское» — получил 22 миллиона рублей чистой прибыли. Высокая рентабельность производства в сельхозкооперативах «Сады Барабы», «Колхоз Сартланский», «Колхоз Береговой», «Колхоз Новоспасский». Есть и настоящий рекорд: животноводческая ферма в селе Половинном получила 4167 килограммов молока от коровы — такого результата у нас еще не было.
Крупные хозяйства, фермеры и даже владельцы личных подсобных хозяйств покупают технику, оборудование, строят животноводческие помещения, осваивают современные технологии.
Обновление производства — это укрепление всей сельской жизни. Современная молодежь не хочет работать на старых тракторах, в ветхих коровниках и получать за это гроши. Сейчас открывается все больше возможностей иметь в селе достойную работу и достойные бытовые условия.
Надёжный партнёр
— Но население района не только сельское…
— Совершенно верно, две трети барабинцев — жители райцентра. Своей историей, современной экономикой Барабинск связан с железной дорогой. Это наш самый крупный и надежный партнер в решении многих социальных задач. Железная дорога построила в Барабинске немало школ, детских садов, жилья. В конце прошлого года сдан после реконструкции вокзальный комплекс с технологической начинкой нового поколения. В этом же здании, тоже после реконструкции, открылся автовокзал. Нынешним летом еще установим посадочные платформы для пассажиров сельских и междугородных маршрутов и можно будет говорить о комплексном транспортном узле.
Планируется завершить реконструкцию привокзальной площади. Уже снесены старые бараки, их жильцы расселены в новостройках. Летом завершим оставшийся объём работ. В целом на реконструкцию привокзальной площади из областного и местного бюджетов направлено 100 миллионов рублей.
Корпорация ОАО «РЖД» активно обновляет парк эксплуатационного депо за счет отечественных электровозов ЭП2К. Барабинским железнодорожникам доверено первыми в России освоить эту технику. В текущем году планируется начать строительство нового ремонтного локомотивного депо.
— Есть ли примеры успешной работы на территории района других инвесторов?
— К сожалению, инвесторов такого уровня, как железная дорога, пока нет. Со своей стороны делаем, кажется, все возможное, чтобы заинтересовать их вести бизнес на барабинской земле: готовим площадки, налаживаем деловые связи, но в конкретных проектах это пока не реализуется. Может быть, еще время наше не пришло…
— А что скажете о представителях местного бизнеса? Подставляют они плечо под груз социальных, общественных забот района?
— По крайней мере, интерес такой начал проявляться. Например, сельхозпредприятия занялись строительством жилья для своих рабочих. Участвуют в федеральных, областных программах, вкладывают немалые собственные средства. Покупают путевки для отдыха и лечения членов своих коллективов. Или другой пример: руководитель строительной фирмы Андрей Громов и бывший житель Барабинска, ныне новосибирский предприниматель Вадим Журавлев в помещении управления образования оборудовали зал для занятий боксом. Там все по-настоящему: ринг, тренажерное оборудование, душевые. Администрации города и района только осталось выделить ставку тренера. К 9 мая зал будет открыт и любой из барабинских подростков сможет в нём заниматься.
Интересы человека — на первое место
— Вы часто встречаетесь с населением. О чем люди просят местную власть, на что жалуются?
— Есть проблемы, о которых слышишь практически в каждом селе. У нас, например, плохая вода. Сложа руки, конечно, не сидим: обновляем сети, бурим новые скважины. В данный момент готовим документы для участия в программе «Чистая вода».
Но отмечу, что претензии к власти со временем перемещаются на другой уровень. Жители отдаленных сел уже не спрашивают «когда пустите автобус», потому что проблема снята. Разговор теперь идет о том, как удобнее составить расписание, добавить автобусов — чтобы не три раза в неделю ходили, а, допустим, пять. Нет вопросов по задержкам зарплаты, но работающие в сельхозпроизводстве жалуются, что мало платят. Я тут с ними совершенно согласен. Да, хозяйствам приходится считать каждый рубль, потому что приобретается дорогостоящая техника, ведется строительство и т.д. Но интересы человека должны стоять на первом месте.
— У руководителя района бывает чувство удовлетворения от работы: сделал все что надо, всем доволен?
— У меня пока не было. Но в принципе знаю, когда такое чувство может появиться. Мы потеряли 10 процентов населения: люди ищут, где им лучше. Когда на родной земле откроются перспективы хорошей работы, комфортного проживания и человек скажет: «Куда ехать? Мне и здесь хорошо!», вот тогда и я, и любой из моих коллег будем удовлетворены результатами своей работы.
СПРАВКА
58 % площади Барабинского района занято сельхозугодиями, 20% — водными объектами, 9% — болотами, 9% — лесами и кустарниковыми зарослями, остальная территория занята постройками, дорогами и прочими объектами. В районе находятся самые большие озера Барабы — Чаны (76 тыс. га), Сартлан (14,3 тыс. га), Тандово (4,6 тыс. га), Щучье (8,1 тыс. га) и множество мелких озер.