USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Пьяному не место за рулём

Марианна ДАНИЛОВА
Коллаж Никиты СЕНАТОРОВА
Коллаж Никиты СЕНАТОРОВА

Как сообщила пресс-служба ГИБДД НСО, она не только позволяла себе сквернословить в адрес представителей правоохранительных органов, но и пыталась применить к ним физическую силу. При проверке документов выяснилось, что у нее к тому же нет прав на управление транспортным средством.

Кто же и как может и должен бороться с пьянством за рулём? Государство? Силовики? Общественные институты? Возможно, каждый из нас?

Неопытен, да ещё нетрезв...
В последнее время эти вопросы сильно тревожат и меня, человека весьма далёкого от вождения автомобиля. Слишком уж часто проходит информация о дорожно-транспортных происшествиях с трагическими финалами, виновники которых — нетрезвые водители. По мнению начальника УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Сергея Штельмаха, это спланированная преступная халатность. Об этом он говорил на недавнем заседании комиссии при областном правительстве по обеспечению безопасности дорожного движения. Если водитель неопытен да ещё и нетрезв — неверно выбрал скоростной режим движения, не оценил расстояние при обгоне, не уступил очерёдность проезда, отвлёкся, не справился с управлением, переоценил свои водительские навыки, грубо нарушил правила дорожного движения… Подобные происшествия, приведшие к авариям, квалифицируются как совершённые по неосторожности и заранее не планируемые. При этом каждый шестой виновник автоаварии — недавний выпускник автошколы. За год по вине таких погибло более 30 человек, травмировано 350 человек.

Современная ситуация на дорогах заставляет не просто соблюдать осторожность, но и откровенно опасаться возможных неожиданностей. Даже переходя дорогу по пешеходному переходу на зелёный сигнал светофора, постоянно поглядываешь на проезжую часть — мало ли что в голове подъезжающего к переходу водителя. Приходится оценивать все возможные риски.

В «чёрном» списке
Во многом затрудняет искоренение проблемы пьяных за рулём их фактическая безнаказанность. Собрать и доказать факты вождения в нетрезвом виде порой очень трудно. К примеру, не окажись при освидетельствовании состояния водителя в момент его задержания очевидцев или не явись подозреваемый в пьяном вождении вовремя в назначенное место, дело может застопориться. Оно может и вовсе рассыпаться по истечении срока давности. А как показывают ночные рейды по задержанию пьяных за рулём, качать права нарушители умеют. Вот и героиня нашей публикации, едва держащаяся на ногах, щедро перемежая нестройно льющуюся речь бранными словами, упорно доказывает, что она «трезва как стёклышко»…

Чтобы нарушители не уходили от ответственности, нужно лишить их возможности пропускать процессуальные сроки, уверен губернатор Василий Юрченко. Для этого надо усилить взаимодействие между ведомствами, создать условия для быстрого освидетельствования в передвижных пунктах, чтобы необходимые суду доказательства вождения в нетрезвом виде были достаточными и легитимными.

Кроме того, по мнению главы региона, вся информация о задержаниях и наказаниях таких «героев» должна открыто выкладываться в интернет. Позиция здесь однозначна: если человек сел за руль пьяным, он уже преступник. Помещение фамилий нарушителей в открытый «чёрный» список поможет сформировать соответствующее общественное мнение о таких гражданах.

— Сложившаяся ситуация на дорогах Новосибирской области среди некоторой части водителей не позволяет нам сегодня работать в штатном режиме. Мы не можем не замечать эту проблему, не актуализировать все наши действия. Я говорю о фиксации нарушений, применении мер административного воздействия на тех водителей, которые управляют транспортным средством в алкогольном, наркотическом опьянении. В борьбе с этим нужно объединить все усилия общественных организаций. Пьяные за рулём не должны уходить от ответственности, — сказал Василий Юрченко.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТ
Равиль ТЕРКУЛОВ, главный нарколог Новосибирской области:
— В кабинетах медицинского освидетельствования мы настоятельно рекомендуем задержанным пройти консультацию у нарколога. Пьяный за рулём лишается прав на определённый срок, и когда он придёт их восстанавливать, он снова попадёт на комиссию к наркологу. Наша задача — выяснить, есть ли у человека заболевание, случайно ли он сел за руль нетрезвым или у него серьёзные проблемы с алкоголем, наркотиками. По моим оценкам, лица, которые находятся за рулем в состоянии опьянения, как минимум, уже имеют проблемы с употреблением алкоголя.

Пока обследование задержанных пьяных водителей носит рекомендательный характер, но Госнаркоконтроль уже предложил ввести обязательную норму о получении лицами, задержанными за пьяное вождение, заключения у врача-нарколога. В этом случае нетрудно посчитать, на сколько времени человек будет лишён права садиться за руль: если отобрали права за пьяное вождение, потеряно около двух лет водительского стажа; если выявлено злоупотребление алкоголем, человек теряет ещё, как минимум, год; если выявлен алкоголизм, за руль его не пустят ещё три года. Такие меры могут стать серьёзными организационными формами борьбы с проблемой.

Кроме того, управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения — это потеря социального контроля. Человек в таком состоянии не понимает, что можно делать, что нельзя. А если гражданином потерян социальный контроль, то по отношению к нему уместен и социальный прессинг, в том числе в СМИ. Нужно проводить и профилактические беседы, лекции, показывать документальные фильмы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и трезвого вождения.


ФАКТ
За трое суток (включая выходные дни) сотрудниками ГИБДД Новосибирской области были задержаны 166 водителей в состоянии алкогольного
и наркотического опьянения, 67 водителей, отказавшихся пройти освидетельствование на состояние опьянения, на специализированную стоянку помещено 185 единиц транспортных средств.


ЗА КАДРОМ
В Новосибирской области за семь лет на комплексное решение проблемы безопасности дорожного движения из бюджета области и муниципалитетов израсходовано более двух миллиардов рублей. Завершается первый этап реализации федеральной целевой программы «Безопасность дорожного движения», разработан проект нового этапа — до 2020 года. В задачи обеспечения безопасности на дорогах в том числе входит создание проектов организации дорожного движения на муниципальной сети, обеспечение проезжей части необходимыми дорожными знаками, разметкой, освещением, тротуарами, улучшение сезонного содержания улично-дорожной сети.

Фотографии статьи
Дама-водитель едва держалась на ногах. Фото www.gibddnso.ru
Дама-водитель едва держалась на ногах. Фото www.gibddnso.ru