Спорт как национальная идея
Папа, мама, я — здоровая семья!
Легкая атлетика, гимнастика, футбол, волейбол, лыжи и плавание — и это только обязательные направления. Повысить физическую активность ребят в каждой школе — участнице проекта берётся целая команда преподавателей физической культуры, причём не только в урочное, но и во внеурочное время.
— Особенность этого проекта в том, что во всех образовательных учреждениях созданы спортивные клубы, — отмечает Елена Плетнёва, заместитель начальника управления образовательной политики министерства образования Новосибирской области. — Клубы объединяют учителей, родителей и детей, организуют спортивные праздники, соревнования по различным видам спорта, секционные занятия.
Как показывает практика, такая работа позволяет вовлечь в спорт не только детей на время их обучения в школе, но и в целом создаёт общество здорового образа жизни. К примеру, недавно в средней общеобразовательной школе № 50 в Ленинском районе прошли спортивные старты, в которых участвовало десять команд — папы, мамы и ребята. Александр Рахманов, преподаватель физкультуры, заслуженный учитель России, не без гордости признался: некоторые молодые родители — его выпускники, так что преемственность спортивных традиций налицо. Да и учителя в стороне не остаются: тучность и грузность теперь не в чести. А вот выйти на волейбольную площадку против собственных учеников и победить педагоги СОШ № 50 могут запросто. Помимо этого, в школе организовали занятия в 12-ти спортивных секциях и создали команду «Черлидинг». Кажется, в педагогику пришло понимание, что держать постоянный интерес ребят к спорту могут только разнообразия и новшества.
В то же время и без традиций никуда. Старая добрая пятиминутка возвратилась в ученические классы. «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали», — всевозможные вариации этой и других, более подвижных физкультминуток регулярно воспроизводят все участники проекта.
— Пятиминутки у нас проходят ежедневно перед занятиями, — рассказала о заведённом порядке Татьяна Лычко, педагог 4 «А» класса. — Если в день четыре-пять уроков, то и во время занятий мы проводим физминутку. Есть у нас разминка и для глаз, и для кистей рук. Комплекс упражнений длится от трёх до пяти минут — в зависимости от того, в какое время идёт разминка.
— В качестве инструкторов нас выбирала учительница по физкультуре, — делится Диана Козлова, ученица 4 «А» класса, после того, как вместе с подружкой провели зарядку для своих товарищей. — Я сама попросилась и мне нравится. Мы договорились, что будем дежурить по неделе. Сам комплекс мы иногда меняем: какие-то упражнения добавляем, какие-то убираем.
В продиктованные программой правила учителя вносят свои изменения. Например, заглянув на урок английского языка, можно с удивлением обнаружить, что и зарядка там на английском. Не хитрые слова — бег, плавание, лыжи, ходьба — запоминаются намного проще, если их ещё и показывать.
Энергия через край
Удивительно только, как учителям удаётся успокаивать ребят после таких пятиминуток, ведь энергия у школьников после таких «спортивных танцев» бьет через край. Но педагоги не жалуются. Такие всплески эмоций позволяют детям быть лучшими во всём, уверены они.
— Мы надеемся, что все школы, задействованные в проекте, не только повысят количество ребят, занятых физической культурой и спортом, посещающих секции, но и, конечно же, усилят работу по развитию спортивно одарённых детей, по подготовке спортивной элиты, — прокомментировала Елена Плетнёва. — Чтобы таких ребят могли отбирать в детско-юношеские спортивные школы и готовить к профессиональному спорту.
Но, как признаются педагоги физической культуры, они уже не работают «за места», как это было несколько лет назад. Главная задача сейчас — здоровье детей. Так, в школе № 50 нет учеников, освобождённых от занятий физкультурой. Для детей с серьёзными нарушениями здоровья организовали специальные медицинские группы и группы занятий лечебной физкультурой. При этом особое внимание, говорит Александр Рахманов, уделяют учащимся начальной школы: если болезнь запустить, в старшем возрасте восстанавливать здоровье намного сложнее.
— На каждый класс у нас с 2005 года заведён паспорт здоровья, где отражается не только физическое развитие детей, но и физическая подготовленность, — отметил Александр Прокопьевич. — Мы проводим ежегодно три тестирования, данные двух из них — в сентябре и в мае — заносим в эти журналы.
Паспорта здоровья помогут в конце учебного года сделать выводы о действенности проекта «Школа — центр физической культуры». Тогда соберут документы со всех школ-участниц и по данным в них воспроизведут единую картину. Возможно, итоги послужат поводом задействовать в программе и другие образовательные учреждения, ведь пока эта возможность досталась лишь тем, у кого уже была соответствующая материальная база.
— Школы, которые вошли в проект, проходили конкурсный отбор. В августе подали заявления более 50 образовательных учреждений, отобрали 44, — пояснила Елена Юрьевна. — Сейчас для этих образовательных учреждений используется повышенный норматив финансирования в рамках комплекса мер модернизации общего образования. Средства идут на привлечение дополнительных преподавателей, тренеров для организации внеурочной деятельности, чтобы в школе занимались физкультурой до самого вечера — организовывали досуг детей. Мы надеемся, что эти школы будут распространять свой опыт, и на следующий год и другие образовательные учреждения войдут в проект.
ФАКТ
Проект «Школа — центр физической культуры и здорового образа жизни» реализуется в Новосибирской области в рамках комплекса мер модернизации общего образования. В нём участвуют 44 общеобразовательных учреждения: по одной школе в районах области и десять — в Новосибирске. Наибольшее количество школ — участниц проекта в сибирской столице расположено в Ленинском районе (четыре школы). Всего в программе задействовано более 25 тысяч школьников.