USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Студенческие пути

Дарья ДОРОТОВА
Руководители студотрядов побывали  на объекте и прикинули объём работ. Фото Дарьи ДОРОТОВОЙ
Руководители студотрядов побывали на объекте и прикинули объём работ. Фото Дарьи ДОРОТОВОЙ

Испытания трудом и бытом
Весенняя грязь, большой план объекта и жёлтые вагончики — то, что бросается в глаза, когда прибываешь в рабочий посёлок. Руководители четырёх строительных студотрядов приехали на место, чтобы посмотреть, в каких условиях им, возможно, предстоит провести летнюю практику. В каждом жилом кубрике — по двенадцать человек. Аккуратно застеленные двухъярусные кровати, на столе — посуда, в углу — резиновые шлёпанцы, один на всех умывальник. Студенты, не раз бывавшие на стройках, и специалисты сходятся во мнении: условия хорошие. Рядом с жилыми вагончиками разместилась столовая. В среднем за обед здесь заплатишь 50 рублей. При этом, как отмечают сами рабочие, меню разнообразное, а еда вкусная. Испытать романтику трудовых будней на себе сейчас готовы около 150 человек, но ожидается, что число желающих возрастёт после окончания сессии.

— Обычно студенты соглашаются на такую работу в последний момент, когда понимают, что сессия сдана, что они хотят именно так провести время, подзаработать денег, — рассказала Вера Пронькина, начальник Управления по делам молодёжи Новосибирской области. — Поэтому процесс сейчас набирает обороты. Мы ждём серьезного наплыва в конце апреля — мае. Рассчитываем привлечь в строительные отряды около 600 человек. У нас много объектов. Списки от предприятий формируются.

Однако на строительство дороги Камень-на-Оби такого количества студенческой рабочей силы не понадобится. За вахту (15 дней) на стройплощадке побывают 20 — 30 учащихся вузов. Как отметил Константин Громенко, начальник территориального Управления автомобильных дорог Новосибирской области, большинство работ по возведению трассы сейчас механизировано и допускать неквалифицированную молодёжь к механизмам пока нельзя. Поэтому ребята в составе бригад займутся чернением откосов, установкой знаков, устройством щебёночного основания и асфальтобетонного покрытия. Сами студенты иллюзий относительно предстоящей работы не питают — представляют, с какими трудностями им предстоит столкнуться. Но и мотивация у них достаточно сильная.

— Я на пятом, выпускном, курсе. До этого работал три сезона в студенческих отрядах. Впервые устроился на такую работу, потому что надо было проходить учебную практику, — рассказывает Дмитрий Крошенинников, студент Сибирского государственного университета путей сообщения, руководитель студотряда. — При этом хотелось опыта большой стройки. В этот раз мотивация у моих студентов та же самая. Вступить в отряд постоянно хотят много ребят. У нас даже конкурс проводится. Сначала набираем всех желающих, потом ведём отбор по физическим параметрам, кроме того, учитываем результаты учебы в вузе — двоечников мы не берём. После этого проходит пиковое собеседование на стрессоустойчивость, личностные качества. Ну, и медкомиссия. Когда люди пройдут через всё это, они дорожат своим местом. Уже не играет принципиальную роль, в каких условиях жить.

— Я работал на олимпийской стройке в Сочи в 2011 году. Там мы строили дорогу в Красную Поляну, укрепляли её металлическими конструкциями — габионами. В Сочи было жарче, чем будет здесь. А так у нас ребята в отрядах сильные, они знают, на что идут, — уверен Юрий Солодов, студент третьего курса Сибирского государственного университета путей сообщения, руководитель студотряда.

Кадровый резерв
Конечно, не остался без внимания и финансовый вопрос. За вахту ребята смогут заработать от 15 до 20 тысяч рублей. Молодые люди с энтузиазмом говорят, что можно получить и больше: тем, кто хорошо работает, вручают вахтовую надбавку и премию. Но и «железным» 15 тысячам студенты рады, ведь их товарищи, не состоящие в студотрядах, за практику ничего не получают. И порой, они не получают не только опыта по своей специальности, но и необходимых начинающему специалисту знакомств.

— Не первый год существует такая практика, студенты уже привлекались, просто не в таком количестве, — уточнил Константин Громенко. — Я думаю, что людям, получающим высшее образование, почувствовать, что такое рабочая специальность и чего стоит рабочий хлеб, немаловажно.

По его словам, для предприятий это возможность присмотреть для себя потенциальных работников.

— В целом дорожная отрасль испытывает нехватку квалифицированных кадров, потому что на протяжении большого промежутка времени на инженерные специальности шло учиться очень мало молодёжи, предпочитая им гуманитарные, — поделился начальник территориального Управления автомобильных дорог Новосибирской области. — Хотелось бы, чтобы молодёжь активнее шла в нашу отрасль.

СПРАВКА
Автомобильная дорога К-17р — Камень-на-Оби представляет собой ответвление от дороги Новосибирск — Кочки — Павлодар и обеспечивает кратчайшее расстояние для движения транспорта от Новосибирска по левобережью реки Оби до Алтайского края и выход на Казахстан. Первый пусковой комплекс магистрали ввели 28 октября 2011 года. Второй пусковой комплекс протяжённостью 10,32 километра будет включать в себя подъезды к селам Усть-Алеус и Антоново, два моста через реки Алеус и Крутишка, девять водопропускных труб в Ордынском районе Новосибирской области. Покрытие сделают из асфальтобетона. Планируется, что полностью всю трассу (26,205 километра) введут в эксплуатацию в 2013 году.

ЦИФРА
В 2011 году в составе студенческих отрядов Новосибирской области работали 2 200 человек.

Фотографии статьи
Фото Дарьи ДОРОТОВОЙ