Пусть слово в душах отзовётся
Безусловно, просветительство в этой сфере полезно. Но оно второстепенно.
— Потому что вопросов нравственности в медийной повестке дня просто нет, — резюмировал на встрече с новосибирскими журналистами гость из Москвы, председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда. — И это чрезвычайно заботит церковь. Ведь проблема утраты нравственных ориентиров все больше осознается всем российским обществом.
Действительно, на страницах самых разных изданий ежедневно можно прочесть пространные и совсем краткие упоминания о кризисе в той или другой отрасли человеческой деятельности, а вот о явной девальвации нравственных ценностей — крайне редко. И масс-медиа, а значит, и их читатели-зрители, начинают плутать в трех соснах — дискутировать на темы базовых понятий, в том что для нормального, нравственного человека должно быть аксиомой.
— Мы, конечно, стараемся, чтобы церковь говорила с аудиторией о том, что ее волнует, а именно — о нравственности, — подчеркнул Легойда. — И это не красивые слова, это условие выживания страны, общества.
На вопрос журналистов, какие перспективы видит православная церковь в связи с предстоящей по инициативе Президента РФ Дмитрия Медведева организацией Общественного телевидения, председатель Синодального информационного отдела ответил, что церковь волнует не то, какое место займут передачи религиозной тематики в его эфире, а то, каким в совокупности будет этот эфир.
— Церковь интересует не часть пирога, а чтобы весь пирог был нравственным. Мы хотим единственного — чтобы новый общественный телеканал был свободен от пошлости. Ведь не зря профессиональные телевизионщики говорят, что телевидение — одна из скреп, которая соединяет огромную страну.
Сегодня на существующих каналах из триады задач — информировать, просвещать, развлекать — явно превалирует последняя. Что, безусловно, дезориентирует зрителя относительно жизненных ценностей, осознанно-ответственного отношения к окружающей действительности и, в конце концов, к собственной судьбе. Надежды РПЦ возлагает на общественный совет Общественного телевидения, который будет определять политику канала в сторону двух главных составляющих, освободив к тому же эфир от засилия рекламы.
Говоря о расширяющемся присутствии церкви в медийном пространстве (это объективно объясняется все более тесным ее сотрудничеством с общественными и государственными структурами, например, в сфере решения проблем социальных), Владимир Легойда выделил и те направления, в которых его коллегам необходимо и самим совершенствоваться:
— Надо, во-первых, помнить, что церковный язык не работает на светском поле; и, во-вторых, что разница между морализаторством и моралью, как разница между плохой и хорошей книгой. По определению Честертона, плохая содержит мораль, а хорошая сама является моралью.
ДОСЛОВНО
Владимир ЛЕГОЙДА, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата:
— Существует общественный запрос. И дело не количестве журналистских материалов, а в том, чтобы они были адекватны тому, что происходит.