USD 105.0604 EUR 110.4943
 

В мечтах, в лесу и на балу

Татьяна ШИПИЛОВА
Семён Величко (Джеймс)  и Кристина Шапран (Сильфида)  в балете «Сильфида»
Семён Величко (Джеймс) и Кристина Шапран (Сильфида) в балете «Сильфида»

Воздушный эталон
«Сильфида» — особое произведение в истории балета. В нем 180 лет назад балерина Мария Тальони впервые встала на пуанты. Не ради прихоти или технических изысков. А, по замыслу хореографа Филиппа Тальони, ради гармонии образа девушки-мечты, девушки-видения Сильфиды, которая олицетворяла собой раздвоение героя между земным и идеальным, действительностью и поэтическим восприятием мира.

В роли Сильфиды еще накануне фестиваля художественный руководитель театра (напомним, как новосибирского балета, так и театра имени Станиславского и Немировича-Данченко) Игорь Зеленский обещал нам чрезвычайно талантливую дебютантку Кристину Шапран, и эта встреча состоялась и главное — оправдала ожидания. Балерина была легка и, можно сказать, безупречна в танце, а также оказалась прекрасной актрисой, вначале сыграв невероятно обаятельно очарование романтической грезы, а затем драму и трагическую гибель в буквальном смысле сломанной мечты. Не уступал ей и партнер Семен Величко (кстати, выпускник Новосибирского хореографического колледжа и совсем недавний солист НГАТОиБ), убедительный также в обеих ипостасях. Безусловно, запомнилась публике в партии невесты главного героя и прима театра Станиславского и Немировича-Данченко Валерия Муханова — яркой, буквально графически выверенной пластикой танца и, что является фирменным знаком этого коллектива, большим актерским дарованием.

Вообще, «Сильфида» в исполнении наших гостей раскрыла все очарование этого балета — эталонного в своей гармонии музыки, сюжета и классической хореографии. Что, несомненно, станет одним из самых прекрасных балетных воспоминаний новосибирской публики на долгое время. Хотя, признаться, каждый следующий вечер фестиваля, а в программе было явное чередование и перекличка классики и авангарда, только усиливал впечатление от того и другого.

В обаянии авангарда
Так, один из двух балетов испанца Начо Дуато «Na floresta» («В лесу») увлек зрителя образами девственного тропического леса и ритмами первозданных страстей, где участники любовного поединка вдруг «зависают» в пространстве, будто неподвижные экзотические растения или представители фауны, а потом круговорот страсти-жизни-угасания начинается вновь: люди-лианы переплетаются в безудержном порыве роста, распускаются, как диковинные цветы. В балете «Por vos muero» («За вас приемлю смерть») вечный круговорот чувств облечен в раму старинной испанской музыки: меняются танец, сословия и костюмы, маски и лица, однако притяжение полюсов — мужчина и женщина — остается динамичной константой.

Удивительный эффект: мы видели здесь ту же труппу, что представляла «Сильфиду», и это были другие артисты, не только хранители классики и талантливые ее интерпретаторы, но при четком рисунке балетов как бы раскованные, смелые импровизаторы на темы бытия.

К восприятию хореографии Иржи Килиана («Маленькая смерть» и «Шесть танцев») на музыку Моцарта новосибирцы были отчасти подготовлены заключительным гала-концертом предыдущего Сибирского фестиваля балета. Там Наталья Сомова и Семен Чудин, представлявшие театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, станцевали дуэт из балета «Маленькая смерть». И это для публики было откровением — открытием особого, чувственного, килиановского хореографического языка и некоего интеллектуального замысла в танце. На этот раз, увидев еще и изысканный комический балет — а «Шесть танцев» полны юмора, — остается только присоединиться к мнению, что, с точки зрения моцартианства, и тот, и другой — шедевры, и «уровень хореографического мышления здесь на уровне музыки Моцарта».

Кстати, о классике и авангарде. Как поделился директор театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Урин:

— После того как мы станцевали всех современных хореографов, артисты стали как-то иначе чувствовать классику. То есть в рисунке все то же самое, но в танце вдруг появилась какая-то совершенно другая острота, раскованность. Рисунок тот же, но что-то происходит, и происходит хорошее…

Точно так же хорошее, уже по словам Игоря Зеленского — главного инициатора и организатора фестиваля, происходит и при творческом взаимодействии двух балетных трупп, в том числе участии москвичей в новосибирских спектаклях (например, в «Шопениане»).

— Это очень полезно для артистов, это помогает им развиваться, — уверен художественный руководитель обеих трупп.
Что еще можно сказать о предварительных итогах фестиваля? Безусловно, подарком для любителей балета (как и для наших солистов, которые любят работать с этим танцовщиком) стало участие в новосибирских постановках «Спартак» и «Баядерка» теперь уже петербуржского премьера Ивана Васильева. Еще: в последний раз перед конкурсным показом на «Золотой маске» увидели мы нашу приму-балерину Анну Жарову в балете Ролана Пети «Кармен». Правда, танцевала она не с Игорем Зеленским, который вместе с ней номинируется на премию, а с Михаилом Лифенцевым, но впечатление очень сильное. Хочется надеяться, что таким же оно будет после спектакля в апреле и у членов фестивального жюри.

Фестиваль продолжается — ждём премьеры «Корсара», наши балетные зрительские горизонты расширяются буквально на глазах, причем в этом процессе мы что-то важное узнаем и о родном городе, и о самих себе. Потому что, по словам министра культуры Новосибирской области Натальи Ярославцевой, фестиваль — это непременно мониторинг:

— Мы узнаем, какие мы, на каком уровне работаем. Нет, никто не ведет специальных рейтингов, просто мы собираем воедино культурное пространство России.

ДОСЛОВНО
Владимир УРИН, генеральный директор Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко:
— Для меня формула «Новосибирск — театральный город» не слова, а давнее убеждение — это очень значимый город на театральной карте России

ФАКТ
Премьера балета «Сильфида» состоялась 12 марта 1832 года на сцене парижской Гранд-опера и ознаменовала собой начало эпохи романтизма в балетном искусстве.

Фотографии статьи
Сцена из балета «Шесть танцев»