Волшебная сила искусства
Всё начинается с детства
— Александр Андреевич, вы окончили факультет журналистики Уральского университета, а впоследствии поступили на факультет искусствоведения Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Чем был обусловлен такой выбор?
— Все начинается с детства. Сколько себя помню, в нашей квартире стены были увешены репродукциями, которые мама привозила из Москвы, где в то время училась. Я еще разговаривать не научился, но видел замечательные произведения Айвазовского, Рубенса… Детские впечатления закрепились.
Но, получив аттестат, я не рискнул поступать на факультет теории и истории искусств, а выбрал журналистику, на вступительном экзамене писал сочинение на свободную тему «Влияние искусства на мировоззрение советского человека», используя свои знания и опыт сотрудничества в старших классах с городской газетой Анжеро-Судженска. Мой родной город основан французским промышленником Михельсоном. Шахты, в которых он начал разработку, служат до сих пор, как и богатые библиотеки с уникальными фондами. И уже в школе я имел возможность читать книги не только по программе, но и о художниках и их творчестве.
После университета я увлеченно, с полной отдачей работал на Новосибирском телевидении. Делал передачи о художниках, об искусстве. Но в один момент понял, что настало время поступать на факультет истории искусств, в любом деле надо быть профессионалом. Не просто рассказывать о художниках, их необычных биографиях, скажем, как часто пишут о Врубеле, что у него с психикой было не все в порядке, а Ван Гог отрезал себе ухо… В Репинском институте студенты овладевают искусством профессионального анализа у лучших в стране профессоров, которые работают в Эрмитаже, Русском музее, на академических кафедрах.
Универсальный метод
— Как и под чьим влиянием в дальнейшем формировались ваши эстетические вкусы и пристрастия?
— Конечно, большое влияние оказали профессора Репинского института, которые были неповторимыми, самобытными личностями. Диплом я писал у профессора Н. Н. Никулина — крупнейшего специалиста по зарубежному искусству Эрмитажа. Санкт-Петербургская искусствоведческая школа всегда отличалась профессионализмом, отстраненностью от политики. Меня обучили системе, которая работает во все времена для любого произведения, будь то наскальные росписи, станковая картина или авангард. Это умение донести идею, использовать навыки анализа, умение выстроить структурную форму, донести содержание. Мои студенты, которые усваивают этот подход, кому, конечно, это нужно, потом поступают в столичные вузы и на искусствоведческие факультеты, и на творческие — живопись, скульптуру, архитектуру.
— Вы постоянно находитесь в среде студентов. Чем отличается современная молодежь от молодых людей вашей юности?
— Что бы ни говорили, особой разницы я не чувствую. Процентное соотношение интеллектуалов во всех поколениях практически равное. Все зависит от таланта: потому что есть дети, хорошо ориентированные на профессию, они стремятся овладеть мастерством, знаниями, пробиваются и достигают результатов. 21 год я вел историю искусств в Новосибирском театральном училище. У нас учились Владимир Машков, Андрей Звягинцев… Машков снимается в Голливуде, стал звездой мирового уровня. Звягинцев получает в Венеции высшие призы. В прошлом году, когда известных деятелей культуры выдвигали на премию губернатора, проходила пресс-конференция перед показом фильма Звягинцева, на которой он сказал для меня приятные слова. «Историю искусств нам преподавал Александр Андреевич, он рассказывал нам о художниках, раскрывал величие созданных ими шедевров, и я до сих пор это помню. Когда я снимал свои фильмы, вспоминал пейзажи Брейгеля, мне это помогало выстраивать композиционно кадр, что называется, картинку».
— Что для вас сегодня главное в жизни?
— Как и прежде, искусство. Когда я прихожу в стены художественного училища, вижу заинтересованные лица студентов, коллег, меня это вдохновляет. Убежден, что произведения искусства, даже в репродукциях, влияют на душевное состояние. Я ощущал это остро в картинной галерее, где вел слайд-программу: смотрел на большой экран и чувствовал биотоки, подпитку, что-то снисходило на меня сверху. Художника давно нет на свете, но его информация, посыл издалека остались. Этим различаются шедевры и рядовые произведения. Искусство формирует личность, преображает. Пейзажист Федор Васильев, автор картин «Оттепель», «Мокрый луг», «В крымских горах», писал, что, если кто-то, глядя на его полотна, откажется от своего преступного замысла, это уже будет большим достижением. Понятие «сила искусства» — это не просто вымысел.
ФАКТ
25 марта, в День работника культуры, Александр Антонович удостоен звания «Почетный работник культуры Новосибирской области».