USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Вернуться к чтению при свече

Дарья ДОРОТОВА
Литераторы высказали свой взгляд  на проблемы в мире поэзии. Фото Дарьи ДОРОТОВОЙ
Литераторы высказали свой взгляд на проблемы в мире поэзии. Фото Дарьи ДОРОТОВОЙ

По следам пушкинской традиции
— В серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга «Русский беркут». Так называли нашего земляка, великого евразийского поэта Павла Васильева, — рассказал о названии фестиваля Владимир Берязев, поэт, главный редактор журнала «Сибирские огни». — Первые стихи он напечатал именно в журнале «Сибирские огни».

При жизни Павел Васильев увидел опубликованной только одну свою поэму. Его обширный литературный архив еще ждет исследователей. А пока «Сибирские огни» представили читателям свой «архив» за XXI век — антологию «Поэты сибирских огней». В сборнике прослеживается главная черта журнала — верность традициям. По словам Владимира Берязева, в европейской части России выходит порядка 20 литературных изданий, которые «раздробили пушкинскую традицию». То есть одни делают акцент на православии, другие — на патриотизме, третьи — на авангарде, а четвёртые — на европейские, западные тенденции. В то же время «Сибирские огни», будучи единственным толстым журналом за Уралом, вынуждены совмещать в себе все направления. Эта черта была присуща первому толстому литературному журналу «Современник».

— Если Новосибирской области исполняется 75 лет, а «Сибирским огням» — 90, то мы понимаем, что все, кто консолидировался вокруг этого журнала, создавали культурно-образовательную среду региона и, конечно, Новосибирска, — отметила Наталья Ярославцева, министр культуры Новосибирской области.

Настоящая поэзия — бумажная и не коммерческая
Впрочем, юбилей — это не повод говорить только о прошлом. Ещё недавно старшее поколение, вздыхая, говорило о том, что молодёжь стала мало читать. Теперь власти и литераторы стали смотреть на проблему под другим углом.

— Сегодня существует несколько мифов, которые выгодны прежде всего коммерческим издательским и медийным структурам. Например, что молодёжь теряет интерес к поэзии, к чтению. Я очень много езжу по стране, и каждая моя поездка — лишнее опровержение этого, — поделилась Марина Кудинова, поэтесса, заместитель редактора «Литературной газеты» (Москва). — Совсем недавно мы провели подобный фестиваль в Костроме. Двенадцать часов — и это только один день — мы вели семинары для молодых поэтов, которых был полон зал областной библиотеки. Но есть другая проблема: люди по причине революции носителей перестали покупать бумажные книги. Разумеется, это меняет подход к чтению, но не отношение к нему. Я абсолютно уверена, что настоящая поэзия — бумажная и не коммерческая. Человек, условно говоря, должен вернуться к чтению при свече.

СПРАВКА
«Сибирские огни» — старейший в России литературно-художественный журнал, основанный в 1922 году. Его первый редактор — Владимир Зазубрин. В журнале публиковали свои произведения многие выдающиеся писатели. Во второй половине XX века в этом издании впервые были опубликованы «Угрюм-река» Вячеслава Шишкова, «Любавины» Василия Шукшина, «Вечный зов» Анатолия Иванова, повести Виктора Астафьева и Валентина Распутина. Сегодня журнал стал неотъемлемой частью новосибирского культурного облика. «Сибирские огни» издаются двенадцать раз в год тиражом 1500 экземпляров.