Игорь ЗЕЛЕНСКИЙ: «Старшая дочь — уже на пуантах»
И вот встреча с Игорем Зеленским как раз незадолго до такого события — 14 марта в Новосибирске начинается Пятый Сибирский фестиваль балета, в котором примет участие балетная труппа театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
За фестивалем — «Золотая маска»
— Игорь Анатольевич, благодаря вашему детищу — Сибирскому фестивалю балета — местная публика уже избалована мирового уровня звездными именами и прославленными труппами. И то, что театр Станиславского и Немировича-Данченко вполне вписывается в этот ряд, очевидно любому театралу. И все-таки чем порадуют новосибирцев гости?
— Они приезжают с двумя программами. Это «Сильфида» в постановке Пьера Лакотта, премьера которой с успехом прошла в Москве в начале декабря. Еще они привезут два балета знаменитого хореографа Нуато Дуачо «В лесу» и «За вас приемлю смерть», а также два балета не менее знаменитого Иржи Килиана — «Маленькая смерть» и «Шесть танцев».
— Впечатляет… Все эти спектакли, судя по прессе, были сенсацией и открытием даже для искушенной Москвы. Что ещё?
— С самого начала заданным мною условием фестиваля стало участие выдающихся танцовщиков и балерин в наших, новосибирских, постановках. Так вот, 20 и 22 марта в партиях Спартака и Солора (в «Спартаке» и «Баядерке») выступит Иван Васильев — востребованный сегодня во всем мире number one российского балета. К сожалению, не смогла приехать, станцевать в «Баядерке», как это было на гастролях новосибирского балета в Париже, Диана Вишнёва… Затем мы показываем «Кармен» Ролана Пети, которую после этого везем на «Золотую маску», и в финале, 3 — 4 апреля, премьера балета «Корсар».
— Красивый будет?
— Голливуд, Джонни Депп, «Пираты Карибского моря»? (Смеется.) Да, идея примерно такая. Но Голливуд — это колоссальные деньги, хотя мы тоже стараемся. Давид Монавардисашвили (художник-постановщик. — Авт.), как всегда, такую потрясающую цветовую гамму в сценографии придумал… Музыка приятная, легкая… Мне кажется, спектакль придется по душе новосибирцам и будет очень востребован. Потому что «Баядерке», которая сыграна уже 70 раз и до сих пор идет с аншлагами, уже четыре года… Это много, надо готовить достойную замену. Сейчас занял это место «Спартак» — там прекрасные исполнители. Рома Полковников — Спартак (скоро, кстати, должен получить звание заслуженного артиста), Миша Лифенцев — очень хороший Красс, в «Корсаре» у него тоже интересная роль — Бирбано.
Таланты рвутся в бой
— Лифенцева, говорят, хотели у нас увести?
— Было такое. Лифенцеву сейчас 21 год. Мы его вырастили, он танцует все ведущие партии, а господин Эйфман предлагал бешеные деньги и обещал ставить на него спектакли…
— Заманчиво, к тому же Питер…
— Я понимаю ребят: они талантливые, умные люди, хотят развиваться, причем ставят меня же в пример: «Вы сами в стольких театрах танцевали…» Но мы тоже умные и тоже развиваемся. Думаю, теперь именно благодаря тому, что мы напрямую можем сотрудничать с театром имени Станиславского и Немировича-Данченко, у Ромы Полковникова, у Миши Лифенцева, у других новой, интересной работы прибавится.
— Не жалеете, что взвалили на себя двойную ношу — руководство двумя балетными труппами?
— Как говорит мой брат: «Кто работает, братишка, на тех и возят». Я из этой серии. Другой на моем месте, наверное, по-другому бы себя повел: собрал вещи и занялся столичным театром.
У меня нет эйфории, что я стал там руководителем. Мне это интересно, но это не цель моей жизни, просто так складывается карьера. Я знаю: той эйфории, которую я получал на сцене, я нигде не смогу получить.
Когда я танцевал, я был сам себе руководитель. Всегда успевал работать на нескольких площадках, как вы знаете. И сейчас всегда работаю на максимуме: другой едет отдохнуть, а я стараюсь успеть еще и то, и это. Я по-другому не могу — это мой образ жизни.
Когда меня спрашивают: «Какое у вас хобби?» или «Чем вы еще любите заниматься?», отвечаю: «Только этим и занимаюсь...» Наверное, можно было бы уже остановиться, не танцевать, но я пока не могу.
Когда я пришел в театр Станиславского, директор Владимир Георгиевич Урин мне сказал: «Только не танцевать… У меня такие условия были и с прежним худруком, Филиным». А потом он приехал сюда и, увидев нашего «Спартака» (Зеленский в этом балете — Красс. — Авт.), говорит: «Нам тоже нужен такой спектакль!» Теперь к этим планам добавился еще «Майерлинг» — очень интересный, большой балет, который ставится непосредственно на меня. Обязательно привезу его потом в Новосибирск.
Дом там, где семья
— Кстати, какие у вас ближайшие личные творческие планы?
— Личные? На днях танцую в большом гала-концерте «Звезды двух столиц» в Питере, потом здесь у меня спектакли, затем два спектакля в Лондоне. В конце июля едем с новосибирским балетом во Владивосток, потом в Корею. После этого все — в отпуск, а я лечу в Токио, где участвую в тринадцати концертах. Там раз в четыре года делаются такие грандиозные, более чем пятичасовые гала, где танцуют 45 пар, не знаю, как японцы это выдерживают! Потом еду со Стасиком (так публика нежно называет театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. — Авт.) на гастроли в Таиланд. Ну, это уже не совсем личное, хотя…
— …все переплелось. Скажите, а где вам все-таки комфортнее — здесь или в Москве, где дом? В смысле какой театр — дом?
— Я много где работал, вы знаете. Мне все это дорого. Это часть моей жизни и я продолжаю ею жить. Когда я приезжаю в Лондон (нынешним летом там танцевал) и сижу в той же раздевалке, где сидел когда-то целых пять лет, для меня она родная, понимаете?! И каждый ее угол говорит мне: «Эй, привет-привет!» Или в Нью-Йорк… Или в Тбилиси, поймите меня правильно… А вообще, я уже говорил, что мой дом там, где моя семья, дети. И бегает моя собака… Таким составом, с бабушками, нянями, мы заедем сюда в начале марта и будем жить-работать до десятого апреля.
Показывает стоящую на столе фотографию:
— Вот моя старшая дочь уже на пуантах.
— Вы же говорили, не пустите ее в балет!
— Я говорил: не хочу, а не пустить не могу…
— Сама изъявила желание?
— Да вот стоит на пальчиках… А вообще-то, в Москве она ходит на фигурное катание и у нее хорошо получается.
— Будет звезда фигурного катания.
— Лишь бы здоровая была. А там, кем она будет — фигуристкой или в университете учиться, — сама пусть выбирает. Мы будем направлять, а она — выбирать.
СПРАВКА
Игорь Зеленский, народный артист России.
Лауреат (Гран-при) Международного конкурса артистов балета (Париж, 1990), лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат Государственной премии Новосибирской области.
Окончил Тбилисское хореографическое училище (класс В. Чабукиани). После окончания был принят в труппу Мариинского театра, танцевал все ведущие партии балетного репертуара.
1990 — приглашенный солист Deutsche Oper (Берлин). 1992—1998 — премьер труппы New York Сity Ballet. 1996 — приглашенный солист The Royal Ballet. 1997—2001 — солист Covent Garden. В качестве Guest Star (главного приглашенного солиста) танцевал в Teatro alla Scala, Bayerisches Staatsballett, Teatro Colon, в театрах Бостона, Сан-Франциско, Рио-де-Жанейро. В 2000-м — приглашенный солист Большого театра России.
С 2006-го — художественный руководитель балета НГАТОиБ.