В тандеме с оркестром
Сергея Крылова отличает редкая творческая продуктивность, невозможная без умения самоорганизации, поразительной работоспособности и очень сильной воли и характера. Музыкант совмещает сольную исполнительскую, дирижерскую и педагогическую деятельность. Восхищают плотность и география его гастрольной жизни, масштаб и разнообразие творческих контактов. Поэтому выступление знаменитого скрипача-виртуоза, впервые представшего перед нашей публикой в качестве солиста и дирижера с симфоническим оркестром Новосибирской филармонии, стало ярким и долгожданным событием в художественной жизни Новосибирска.
На крыльях романтики
Два блестящих музыкальных вечера прошли недавно в Доме ученых СО РАН и во Дворце культуры железнодорожников, концертную программу которых составили шедевры мирового западноевропейского классико-романтического репертуара: концертная увертюра «Сон в летнюю ночь», Концерт для скрипки с оркестром ми минор Мендельсона-Бартольди и Героическая симфония Бетховена.
Первое отделение прошло под знаком романтического колорита музыки Мендельсона. Новосибирский симфонический оркестр под чутким руководством Сергея Крылова мастерски тонко донес юношескую легкость увертюры «Сон в летнюю ночь», а также некогда отмеченные Чайковским оригинальность, вдохновенность и поэтичность этого неувядаемого романтического шедевра.
В исполнении скрипичного концерта Крылов предстал перед аудиторией в двойном амплуа — как солист (львиная доля всего произведения) и как дирижер (на весьма маленьких островках молчания солирующей скрипки). Стоит отметить, что отсутствие в данном контексте дирижера — весьма сложное в технологическом плане дело. Однако блестящее исполнение концерта очередной раз демонстрирует высокий уровень профессионализма и подготовки музыкантов симфонического оркестра. Солирующая же скрипка Сергея Крылова — вне всяких похвал! Это пример, когда потрясающая виртуозность маэстро в тандеме с оркестром на сто процентов направлена на раскрытие художественного замысла сочинения.
В конце первого отделения музыкант исполнил на бис небольшую сольную программу, которая стала своего рода концертом в концерте. Прозвучали: первая часть Скрипичной сонаты № 2 Э. Изаи — «Одержимость» (основанная на теме Третьей партиты И. С. Баха), знаменитая Токката и фуга ре минор Баха в транскрипции Фокс-Лефрича и Каприс № 13 Паганини.
Без излишеств и преувеличений
Во втором отделении Крылов в полной мере представил дирижерскую сторону своего таланта, продирижировав колоссальным симфоническим полотном — Третьей, Героической, симфонией Бетховена, в которой, по словам Чайковского, «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения» композитора. Каждую секунду ощущалось напряженное движение мысли дирижера, чутко подхватываемое оркестром, направленное на планомерное развертывание художественного замысла произведения без чуждых излишеств и преувеличений.
— Героическая симфония несет в себе огромное количество информации, — отметил Сергей Крылов, — подобно тому, как наблюдаешь фрагменты видео через музыку. Жизни не хватит, чтобы эту симфонию до конца прочувствовать...
Обратили на себя внимание некоторые дирижерские нововведения. Как истинный профессионал скрипичного искусства маэстро предложил, в частности, иной взгляд на такие важные нюансы, как штрихи, направление движения смычка у струнных, что качественным образом отразилось на интонации, фразировке основного тематизма симфонии. В конечном результате все эти моменты, мастерски воплощенные оркестром, были весьма убедительны и художественно оправданны.
— Я серьезно занимаюсь сольной деятельностью, — поделился в интервью музыкант, — но параллельно, если мне предоставляется возможность подирижировать Третьей симфонией Бетховена с таким шикарнейшим оркестром, как Новосибирский симфонический, — я только за! Я очень уважаю этот оркестр и, как мне кажется, музыканты уважают меня.
СПРАВКА
Сергей Крылов выступал со многими всемирно известными оркестрами, среди которых Венский симфонический, Английский камерный, Санкт-Петербургская филармония, «Камерата Зальцбург», оркестр Чешской филармонии, Токийский симфонический оркестр, оркестр «Джузеппе Верди» в Милане, Filarmonica Toscanini, Государственный филармонический оркестр Гамбурга и Копенгагенский филармонический оркестр.