Дорога без опасности
Протяженность региональных магистралей составляет 13700 километров, их обслуживают 11 подрядных организаций.
Мероприятия по применению современных технологий при зимнем содержании автомобильных дорог поэтапно реализуются с 2007 года. Задача первая — обеспечение объективного контроля за работой подрядных организаций. С этой целью введена навигационная система контроля дорожных механизмов на дорогах области, создан круглосуточный диспетчерский пункт, внедрена система видеофиксации работы подрядчика и создан интернет-ресурс «Погода в реальном времени».
Задача второго этапа — внедрение современных технологий, механизмов и материалов при зимнем содержании автомобильных дорог. В этом направлении уже ведется активная работа. В частности, происходит внедрение современных методов снегоборьбы. Для этого в текущем году научно-исследовательской лабораторией по борьбе со снежными заносами, лавинами и размывами на железных дорогах на базе СГУПСа разработаны мероприятия по защите автомобильной дороги от снежных заносов снегозадерживающими заборами, которые уже установлены на Советском шоссе. В 2012 году на Советском шоссе планируется установка комплексной метеостанции.
Активно внедряется высокопроизводительная техника с современным навесным оборудованием. На грейдерах применяются сверхпрочные гребенчатые ножи, которые применяются для удаления снежного наката при низкой температуре — от минус 25 до минус 31 градуса С. Комбинированные дорожные машины оснащены передними скоростными, поворотными, средними, боковыми отвалами. В зависимости от объема и фракции распределяемой пескосоляной смеси используется шесть видов пескосолераспределителей.
В дальнейшем предполагается сделать акцент на существенном увеличении превентивных мероприятий при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. В числе запланированных мероприятий — установка снегозадерживающих конструкций на заносимых участках дорог и создание сети метеостанций для оперативного реагирования на опасные условия.
Диагноз для «железного коня»
С 1 января 2012 года на территории Новосибирской области начали действовать новые правила прохождения техосмотра автотранспорта.
По словам министра транспорта и дорожного хозяйства региона Николая Симонова, в соответствии со 170-ФЗ полномочия на проведение техосмотра были переданы ГИБДД коммерческим операторам. Подтверждение на деятельность вместе с бланками талонов технического осмотра от Российского союза автостраховщиков (РСА) получили 44 пункта. Из них 22 пункта приступили к работе в области, 22 — в областном центре.
Правительством региона была утверждена стоимость прохождения технического осмотра — 394 рубля. Дешевле эта услуга стоит только в Тыве, Иркутске и Омске.
Сокращен перечень документов, необходимых для прохождения техосмотра: автовладельцу при себе надо иметь лишь личный паспорт и паспорт транспортного средства. Кроме того, изменена периодичность прохождения техосмотра. Обследовать свою машину владелец теперь может в любом пункте технического осмотра на территории РФ. А сотрудники ГИБДД не имеют права проверять у автомобилистов талоны техосмотра.
На сегодняшний день РСА занимается аккредитацией операторов, ведением их реестра, созданием открытого информационного ресурса и учетом бланков талонов техосмотра. Кроме того, Союз осуществляет проверки операторов на основании поступления жалоб от автомобилистов на некачественно оказанные услуги.
Представители РСА озвучили ряд проблем, главная из которых заключается в предоставлении операторам бланков талонов техосмотра. Дело в том, что в течение трех месяцев бланки будут, как и прежде, предоставляться сотрудниками ГИБДД, но начиная со второго квартала текущего года операторы технического осмотра при заключении трехстороннего договора обязаны получать бланки талонов нового образца самостоятельно. Дефицит бланков может возникнуть по двум причинам: операторы не подали заявку или оформили не полный пакет документов.
Министр отметил, что на территории региона ситуация с выполнением новых правил техосмотра сложилась благоприятная, обеспечивающая беспрепятственное прохождение данной процедуры автовладельцами.
Губернатор подчеркнул необходимость широкого доведения до граждан алгоритма и стоимости прохождения технического осмотра: «Чтобы никто не пытался тариф, установленный государственным органом, дополнительно обременять какими-либо дополнительными услугами, пользуясь недостаточной осведомленностью людей. В Сибири в зимний период многие не пользуются транспортными средствами, но с приходом весны количество автомобилей на дорогах возрастет. К этому времени мы должны каждому автолюбителю объяснить его права, обязанности, механизм прохождения техосмотра».
Общественники против хулиганов
Об опыте общественных организаций по снижению уровня аварийности и повышению культурного уровня участников дорожного движения рассказал начальник ГИБДД по Новосибирской области Сергей Штельмах.
Он напомнил, что в Законе «О полиции» введена общественная оценка деятельности полицейских по защите жизни, здоровья и законных интересов граждан. Такие оценки от жителей региона полицейские получают буквально по «горячим следам». Одна из составляющих эффективного решения вопроса безопасности — вовлечение в профилактическую работу самих граждан. Показатель тесной связи с населением — интернет-сайт, на который в прошлом году поступило более 700 обращений от жителей региона. В области созданы и успешно работают общественные объединения: «Форпост», «Транспортный союз Сибири», «Объединение автоперевозчиков». Руководители этих объединений входят в состав комиссии по безопасности дорожного движения. Совместная работа ГИБДД и общественников дает положительные результаты, в частности, в области с каждым годом снижается количество ДТП.
— Считаю, что работа по пропаганде ответственного поведения участников дорожного движения должна вестись целевым, специальным образом как органами власти, так и общественными организациями. Нет другой задачи ни у ГИБДД, ни у общественных организаций. Максимальное количество наших жителей должно быть вовлечено в работу по обеспечению безопасности дорожного движения, — отметил губернатор.
КОММЕНТАРИИ
Федор НИКОЛАЕВ, генеральный директор ОАО «Новосибирскавтодор»:
— Хотел бы подробно остановиться на нашем опыте применения дорожных метеостанций, которые должны повысить уровень безопасности на дорогах региона. Мы предлагаем использовать сеть дорожных метеорологических комплексов для сбора и прогнозирования метеорологических данных о состоянии погоды. Основное назначение комплекса — заблаговременное предупреждение о природных катаклизмах. Данные комплексы позволяют получать в режиме реального времени температуру, скорость и направление ветра, интенсивность осадков и сцепные качества дорожного покрытия (обледенение). Один комплекс, установленный за счет средств компании на бердском мосту, на дороге не воин, необходимо приобрести несколько таких установок. Для этого нам нужна финансовая поддержка областного бюджета.
Ирина МОРОЗОВА, исполнительный директор общественной организации «Форпост»:
— Приоритетное направление деятельности нашей организации — профилактика детского травматизма на дорогах. На средства губернаторского гранта мы воплощаем в жизнь новые методы работы с детской аудиторией. На базе городского Дома учителя для ребятишек проходят открытые тематические уроки с использованием современных технических средств. Кроме того, организация активно занимается производством видеопродукции — фильмов по профилактике детского травматизма. Это эффективная, актуальная методика работы с подрастающим поколением.