USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Школа Розы

Фанузя БИТУРСУНОВА, Каргатский район
С мыслями о весне и дальних странах. Фото Юрия БЕЛОУСОВА
С мыслями о весне и дальних странах. Фото Юрия БЕЛОУСОВА

«Мусы — крошечная деревня на самом краю Каргатского района. Морозным утром иду по тихой деревенской улице, а навстречу Роза Давыдовна Шагимарданова, наша учительница. Как всегда, подтянутая, аккуратная. Дочь потомственных учителей. До войны их семья жила в Чановском районе. Отец преподавал историю, мама — в начальных классах. Запомнила маленькая Роза, как ездили они сюда, в Каргатский район, в Теренино, к бабушке с дедушкой. Подходят к родительскому дому, а у ворот стоит её младший брат. Сообщил, что война началась. Мама побежала в магазин и на деньги, что остались от дороги, накупила соли.

...Почему-то в войну плохо росла картошка. Ели лебеду, крапиву, копали корни, собирали полевой лук. Ходили по деревням и меняли вещи на картошку. Запомнила Роза Давыдовна, как всей семьёй они читали письма отца с фронта.

Пережили многое. Пожилая учительница рассказывала, как в 1943 году после госпиталя отец приехал домой. В подарок из солдатского вещмешка он вытащил две буханки чёрного хлеба. Мама делила его на маленькие кусочки и выдавала всем как лакомство. А после отпуска отец опять ушёл на фронт. Потом был тяжело ранен. Лежал в госпитале, а позже заехал домой. Его визит спас от суда маму.

Роза Давыдовна вспоминала, как ночью на быке они привезли из леса дрова. Перепилили их и спрятали в погреб. Но кто-то заметил это и позвонил в Чаны. Мать вызвали по повестке в суд: мол, никто ей не давал права самовольничать. Расстроенная женщина плакала, прижимая к себе детишек. Но ничего не поделаешь — собиралась в райцентр. Переживала ещё и потому, что в лесу потеряла топор, когда рубила ветки.

В этот момент на пороге появился отец, опираясь на костыли. В помещение районного суда супруги зашли вдвоём. Председатель колхоза, парторг и председатель сельсовета, увидев своего земляка в солдатской шинели, горячо обняли его. Прослезились. А судья (строгая женщина) отчитала колхозное начальство: этой семье помогать надо, а вы заявление в суд написали. Повестку тут же ликвидировали.

После войны коммуниста-фронтовика назначили председателем сельского Совета в Барабинском районе. Избёнку выделили небольшую. Держали корову. «По соседству жила немецкая семья, — рассказывает Роза Давыдовна. — Так бедствовала, что во время войны трое детей умерли от голода. Мама, узнав это, сразу стала отдавать этой семье каждый день по литру молока».

Роза, как и отец, стала преподавателем истории. Всю жизнь проработала в школе. И большую часть — в Мусах.

«Строгая и справедливая» — так говорили о ней. Благодаря Розе Давыдовне мы хорошо знали историю. Она всегда радовалась, когда парни — её ученики — возвращались в село после службы в армии и рассказывали, что на политзанятиях были первыми: «Ваша школа, Роза Давыдовна!»